Об итогах работы Комитета ГД РФ по жилищной политике и ЖКХ в 2019 году и планах на весеннюю сессию 2020 года

30 января 2020 года в Бизнес зале Международного мультимедийного пресс-центра МИА «Россия сегодня» (Москва, Зубовский б-р, д. 4) состоялась мультимедийная пресс-конференция председателя Комитета Государственной Думы РФ по жилищной политике и ЖКХ Г.П. Хованской.

В своем вступительном слове Галина Петровна Хованская сообщила, что на сегодня в «портфеле» Комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ находится шестьдесят законопроектов, среди которых десять прошли первое чтение, но работа по ним пока не завершена.

Об итогах работы Комитета ГД РФ по жилищной политике и ЖКХ в 2019 году и планах на весеннюю сессию 2020 года - фото 1

Одним из важных, по мнению депутата законов, принятых ГД РФ, стал закон о недопустимости предоставления гостиничных услуг в жилых многоквартирных домах. Он проходил сложно. Несмотря на поддержку Президента, Председателя Правительства и руководства Госдумы, в Совете Федерации инициативу не поддержали. «Тем не менее, с 1 октября 2019 года он работает, но продолжают идти спекуляции со стороны тех, кто заинтересован, чтобы этот бизнес, нарушающий права жителей домов, продолжался», отметила Г.П. Хованская.

Она сообщила, что Комитетом ГД по жилищной политике и ЖКХ поддержан законопроект, запрещающий передачу долгов по коммунальным услугам и капитальному ремонту коллекторам: «Долг надо взыскивать, но в цивилизованном судебном порядке. Теперь запрещено «расписывать» долг между всеми жителями».
Предполагалось, что управляющие компании, ТСЖ, ЖСК, ресурсоснабжающие организации будут бороться с должниками в судебном порядке.

ВИДЕО
«Бывают объективные причины - болезни, срочные командировки, несчастный случай. Это можно только в судебном порядке при рассмотрении дела обсудить по существу.
Но осенью должен был вступить в силу другой закон, по которому при обращении в суд нужно указывать один из идентификаторов ответчика - физлица (например, серию и номер паспорта, водительского удостоверения, СНИЛС, ИНН). Но у управляющих организаций таких данных нет. Новые нормы сильно усложнят взыскание долгов. Пока комитету удалось добиться лишь отсрочки вступления новой нормы ГПК до 1 апреля. Мы надеялись, что правительство предложит какие-то варианты, как обходиться с этой сложной ситуацией, но пока предложений нет», - отметила Г.П. Хованская.
Также депутат рассказала о законодательных проблемах при переселении граждан из аварийного жилищного фонда. Ко второму чтению законопроекта она предложила поправки о праве выбора собственником возмещения денег или квартиры, и о том, что размер возмещения не должен быть ниже средней рыночной стоимости в регионе, но ни та, ни другая норма не появилась в принятом законе. По ее словам, закон в таком виде был принят не для граждан, а для «галочки». Однако удалось воссиановить льготы Героям труда и полным кавалерам Ордена трудовой славы – они получили льготы также, как и Герои РФ, и теперь не будут платить за коммунальные услуги.
Комментируя законопроект о всероссийской программе реновации, Г.П. Хованская напомнила, что он был внесен в Госдуму в сентябре 2018 года, после этого проводились слушания с участием представителей большинства регионов, которые программу поддержали, но документ к настоящему времени не прошел даже первое чтение.
По ее мнению, чтобы дальше не воспроизводить аварийное жилье, необходима реновация: «Сегодня дом ветхий, если его не ремонтировать, то через пять-семь лет мы придем к проблеме аварийного жилья. В случае переселения из аварийного жилья идет точечный процесс, реновация позволяет решать проблему комплексно, речь идет о территории, микрорайоне, и в этом их принципиальное отличие.
Закон начнет работать с того момента, когда конкретный субъект, учитывая свою специфику, примет свой закон. У нас есть север и юг, есть Приморский край и Калининградская область. Там разные климатические условия и финансовые обстоятельства».
Согласно законопроекту, под реновацией понимается реконструкция или снос жилых домов. По ее мнению: «Разница с аварийным жильем - там изъятие, а здесь договоренность, договор двух сторон», - поэтому с будущими участниками реновации нужно заключать предварительные договоры, чтобы избежать проблемы, которая была в Санкт-Петербурге, когда последний собственник блокировал снос всего дома. «Ситуацию решает предварительный договор. Сначала договоритесь со всеми жильцами. Если все согласны, дом включается в реновацию, дальше идет нормальный процесс. Если есть предварительный договор, нужно заключить и основной. Этого нет в московском законе, и это ошибка», - подчеркнула Г.П. Хованская.
Она считает, что к реновации готовы два десятка субъектов. Специфика реновации в каждом отдельном регионе или городе должна быть закреплена законодательно. «В ближайшее время мы договорились провести совместное заседание двух комитетов – по жилищной политике и ЖКХ, а также Комитета по транспорту и строительству, который занимается непосредственно стройкой. По итогам этого обсуждения мы уже будем обращаться в Правительство с тем, чтобы они все-таки рассмотрели этот вариант и не закрывали дорогу тем субъектам, которые стоят на низком старте и ждут этот закон», - сообщила Г.П. Хованская.
Среди ближайших планов депутат назвала проведение 18 февраля конференции по анализу правоприменения в жилищной сфере с привлечением Конституционного суда, Верховного суда, экспертов, исполнительной власти, прокуратуры.
Отвечая на вопрос о своей деятельности в рабочей группе по подготовке поправок в Конституцию, Г.П. Хованская отметила, что идёт вал предложений из субъектов, и есть ощущение, что этот процесс только расширяется, а не сокращается. Лично она подготовила пять поправок в законопроект о внесении изменений в Конституцию: «На сегодняшней рабочей группе две из них мы успели рассмотреть, они поддержаны моими коллегами. Одна касается выполнения тех социальных гарантий, тех прав, которые уже записаны, но не исполняются властями. На этот счет есть 17 решений Конституционного суда. Недопустима такая ситуация, когда не исполняются социальные гарантии, которые гражданам уже даны.
Другая поправка касается формирования Госсовета. Это очень серьёзный орган с очень большими полномочиями. Я предлагаю, чтобы его деятельность определялась не простым федеральным законом, а конституционным федеральным законом.
Следующая поправка относится к адресной соцзащите. Президент неоднократно говорил об усилении адресной защиты в контексте как раз борьбы с бедностью. Но ничего не делается.
Следующая норма – о выполнении обязательств, взятых на себя органами местного самоуправления. Я понимаю прекрасно, что они должны быть финансово обеспечены, чтобы эти обязательства выполнять, но я не знаю пока, будут ли они поддержаны.
Пятая поправка касается Конституционного суда. Согласно внесенному в Госдуму законопроекту добавляются полномочия, усиливается роль Конституционного суда и почти вдвое, на 40% сокращается численность – с 19 до 11. Их сейчас реально 15 работающих. Давайте хотя бы на 15 остановимся, и дальше уже не будем сокращать. Не слышала аргументации, зачем это сокращение нужно, кому оно необходимо. Оно приведет к увеличению сроков рассмотрения обращений граждан в Конституционный суд и к снижению качества работы».

Сергей Козлов

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить