О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне РФ. 29 мая 2019 года в пресс-центре ТАСС (Москва, Тверской бульвар, д. 2) прошел круглый стол, посвященный обсуждению необходимых мер для развития Арктики и законопроекта «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне РФ».
По данным ученых, в российской части Арктики сосредоточена четверть отечественных запасов нефти и более 70% газа. Начальные извлекаемые суммарные ресурсы углеводородного сырья арктических морей оценены в 120 млрд тонн условного топлива. Стоимость этих запасов, по предварительным оценкам, составляет 20 трлн долл. Главным препятствием для начала полномасштабного освоения Арктической зоны являются сложность технологических решений и их затратность.
В конце апреля Минвостокразвития представил на обсуждение общественности законопроект «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне РФ».
В законопроекте под Арктической зоной РФ понимаются сухопутные территории Мурманской области, Ненецкого, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономного округов, части территорий Республик Карелия, Коми, Якутия, Красноярского края и Архангельской области и примыкающие к ним воды РФ, а также арктический континентальный шельф России.
Законопроектом предусмотрены налоговые льготы для четырех групп инвесторов: для тех, кто занимается добычей углеводородного сырья на новых морских месторождениях арктического шельфа, на континентальной части, проектами в области СПГ и другими проектами в сфере добычи полезных ископаемых. Для всех категорий определена пониженная ставка страховых взносов - 7,6% вместо 30%. Также предусмотрены отдельные налоговые вычеты при создании инфраструктуры. Законопроект предлагает создать единую систему содействия инвестиционной деятельности в Арктике, в том числе установить меры господдержки предпринимательской деятельности.
Сложности в освоении шельфовых месторождений Арктики, необходимый для этого объем инвестиций и меры государственной поддержки нефтегазовой отрасли для сохранения российского лидерства на мировом энергетическом рынке обсудили:
- Делягин Михаил Геннадьевич, директор Института проблем глобализации;
- Андрианов Валерий, старший аналитик WMT Consult;
- Кричевский Никита Александрович, экономист;
- Танкаев Рустам Уланович, директор ИнфоТЭК-Терминал;
- Суверов Сергей Олегович, старший аналитик «БКС Премьер»;
- Гриб Наталья Станиславовна, управляющий директор WMT Consult.
Открывая дискуссию, М.Г. Делягин сказал: «Геополитическое значение Арктики очень велико, потому что - это последняя нераспечатанная кладовая человечества. Геологоразведочные работы здесь даже еще толком не начались. Запасы углеводородов, которые находятся на российской части Арктического шельфа, в полтора раза превышают все запасы месторождений, которые в настоящее время разрабатываются в мире.
Глобальный рынок начинает распадаться на макрорегионы. Мы идем к глобальной депрессии, которая будет хуже «Великой». Мы к ней придем в ближайшие три-пять лет. И тогда Арктика с ее ресурсами может стать для России главным козырем и спасением. Если мы в глобальной конкуренции не используем этот ресурс, это конкурентное преимущество, то мы в нынешних процессах будем участвовать в качестве еды на тарелке, а не полноценного игрока
Но нужно отметить, что эта наша кладовая находится на территории с тяжелыми климатическими условиями. Для частных компаний освоение арктических месторождений невозможно в принципе. Однако есть позитивный опыт НОВАТЭКа, который доказывает, что реализовать подобные сложные проекты можно. Но только - при серьезной государственной поддержке.
Освоение Арктики по сложности можно считать сравнимым с покорением космоса. Оно может стать сверхпроектом, который вытянет за собой технологическую компоненту российской экономики. Уже сегодня для Арктики строятся суда, возводится верфь «Звезда». И ее освоение – это не только способ участвовать в глобальной торговле углеводородов, но и мощный стимулятор научно-технического прогресса.
Наше государство не осознает, что для таких специфических условий, как в Арктике, нужен специфический подход. Почему этой территорией занимается Министерство по развитию Дальнего Востока? Часть нашего Дальнего Востока - это, на минуточку, субтропики. И мы опыт развития такого региона переносим на Арктику? Там нужна своя собственная система управления и развития.
С моей точки зрения, идеальным вариантом является воссоздание Главсевморпути – организации, занимавшейся в советское время комплексным освоением Арктики. Главсевморпуть занимался не только развитием транспортной системы в северных широтах, но ипромышленности, созданием портов, организацией постоянно действующих радио- и гидрометеорологических станций, строительством больниц и школ для населения».
Результаты исследования «Арктика. Как разбудить спящие регионы» представил В. Андрианов. В советские годы были сделаны самые значимые шаги к изучению запасов Арктики: построен флот геофизических и буровых судов, пробурено 58 скважин и открыты месторождения общим ресурсом в 10 трлн куб.м газа. В 90-е годы интерес к Арктике пошел на спад, последнюю попытку создать комплексную программу Правительство предпринимало в 2011 году. Арктика остается неизученным регионом, требуется наличие подготовленных к освоению нефтеносных участков и тщательно продуманная программа научных работ.
В представленном исследовании указаны три основные проблемы, которые нужно решить в госпрограмме. Первая – стимулирование компаний. В проекте Минвостокразвития существуют преференции лишь для действующих проектов в Арктике и СПГ-производств, по сути – это льготы для НОВАТЭКа.
Вторая задача – обеспечить кластерный подход к развитию арктических регионов. «Проекты в Арктике не могут существовать изолировано, имеет смысл использовать существующую на севере инфраструктуру и ресурсы. Целесообразно создавать промышленные кластеры, существующие месторождения могли бы послужить базой для новых проектов, в том числе, с выходом на шельф. Для этого тоже нужны льготы», – отметил В. Андрианов.
Третий важный момент – поделить обязанности в Арктике между государством и частными компаниями. Последние почти полностью отвечают за работу по научному исследованию региона, так как участки на шельфе государство отдавало без достаточного изучения. Эксперт заяуил: «В советские года за счет государственных средств проводятся исследовательские работы, выясняется объем запасов. Компании не должны брать на себя ответственность за всю арктическую науку».
Как отметил Н.А. Кричевский: «Зайти в крупнейшую кладовую с течением времени становится проще. На руку бизнесу играют климатические изменения – за десятилетие температура в регионе выросла на 3 градуса, климатологи предполагают, что круглогодичная навигация по СМП будет возможна уже к 2050 году. Потепление должно настать и в климате инвестиционном. Однако Минвостокразвития, напротив, ужесточает требования к компаниям, которые заходят в Арктику. Есть НОВАТЭК, который получал льготы на старте – деньги ФНБ отчасти стали «подъемными» для завода компании, то новые проекты ведомство предложило поддерживать уже в зрелом периоде – когда они докажут свою экономическую эффективность.
Это не самый умный подход. Налоговое стимулирование должно состоять из моментов, которые трагически не учитываются в Минвостокразвития. У меня есть ощущение, что этот проект – саботаж указания президента по поводу развития Арктики. Никаких 80 млн т грузов по Севморпути не будет и в помине, потому что нет соответствующей законодательной базы.
Арктика сегодня - это чистое поле, где нет инфраструктуры, аэродромов, вышек, поселков для вахтовиков. Это все нужно делать. То есть, государство сейчас говорит: ребята, вы все это создайте, а потом мы вам дадим какие-нибудь преференции. Такой подход только оттолкнет потенциальных инвесторов. Свежий пример - Саудовская Аравия. Она сначала проявила интерес к разработке российского арктического шельфа, но в итоге отошла в сторону. В законопроекте все эти факторы не учитываются. Там бизнесу предлагаются те же условия, что и на территориях, где добыча нефти и газа уже давно успешно работает. Это, простите, саботаж. По-другому сказать не могу».
По мнению Н.А. Кричевского, среди обязательных льгот - нулевая ставка по НДПИ на 12 лет с момента начала добычи, понижающие коэффициенты по другим видам налогов на период реализации проекта, инфраструктурные льготы, как на этапе создания производств, так и на время их эксплуатации.
Комментируя выступление своего коллеги, М.Г. Делягин отметил: «Когда мы говорим о налоговых льготах применительно к производственным проектам, правильно говорить не о льготах, а об инвестициях. Государство сегодня простит 1 руб. налога, чтобы потом получить 5 руб. с проекта. Когда мы говорим о льготах по НДПИ, мы забываем, что у нас уникальная ситуация, когда налог не дифференцирован по горно-геологическим, климатическим и транспортным условиям. В 2001 года с помощью этого налога крупные олигархические структуры давили средний бизнес, потому что они работали на хороших условиям».
«Срок окупаемости арктических проектов не менее 25 лет, в этом периоде налоговые условия не должны меняться. Однако сейчас наблюдается обратная тенденция, Правительство принимает решения, которые бьют по экономике инвестпроектов, связанных с Арктикой, и даже приводят к их отмене.
Последний удар нашего Правительства по НПЗ – повышение в полтора раза налоговой нагрузки при фиксации цен на бензин и дизтопливо – сделал нерентабельным многие проекты, в том числе проект Восточного нефтехимического комплекса. А эта нефтехимическая компания должна была обеспечить производство теплоизоляторов для судов, перевозящих СПГ по Севморпути. Решать проблему инвестиционного климата надо комплексно и думать о последствии решений», – сказал Р.У. Танкаев.
В своем выступлении С.О. Суверов сообщил: «Себестоимость добычи в Арктике примерно в два раза выше, чем себестоимость добычи на традиционных месторождениях, но, тем не менее, в условиях господдержки освоение Арктики выгодно и перспективно. Плюс для государства – это не только даже нефтяной рынок, но и мультипликативный эффект для всей экономики. По оценкам независимых экспертов мультипликативный эффект для всей российской экономики превысит 30 трлн руб. до 2038 года, поэтому это эффект для судостроения, машиностроения, всяких других - электроэнергетики и всех смежных отраслей по экономике».
«Сегодня в энергостратегиях многих стран записан отказ от углеводородов в пользу альтернативной генерации. Когда ты смотришь на эту систему стратегически, то понимаешь, что у стран нет своих углеводородов. В России достаточно углеводородов для того, чтобы продолжать их развивать. Поэтому наши стратегии опираются на дальнейшее развитие добычи углеводородов.
В моем понимании, самым правильным путем развития является совершенствование нефте-газовых технологий. Это и будет стратегией развития Арктики», - подчеркнула Н.С. Гриб.
Эксперты пришли к мнению, что законопроект Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне РФ» нуждается в кардинальной переработке.
Директор по связям с общественностью журнала "Строительная Орбита"
Козлов Сергей Владимирович.
Сайт: www.stroyorbita.ru
Подготовил Александр ПЕРЕПЕЧКО