Национальный центр исторической памяти при Президенте Российской Федерации провел методический семинар по ключевым точкам исторической памяти об освобождении Молдавской ССР от нацистов в 1944 году

Национальный центр исторической памяти при Президенте Российской Федерации провел методический семинар по ключевым точкам исторической памяти об освобождении Молдавской ССР от нацистов в 1944 году - фото 15 сентября 2024 года Национальный центр исторической памяти при Президенте Российской Федерации провел методический семинар, посвященный ключевым точкам исторической памяти об освобождении Молдавской ССР в 1944 году. Этот семинар стал пятым в серии мероприятий Центра, проведенных с июня 2024 года. До этого встречи были посвящены таким ключевым точкам исторической памяти: начало Великой Отечественной войны, 80-летие операции «Багратион» и освобождения Белорусской ССР, Варшавское восстание и освобождение Польши, а также освобождение Парижа и Франции от оккупации


В мероприятии приняли участие Дмитрий Суржик – главный специалист Национального центра исторической памяти при Президенте Российской Федерации, кандидат исторических наук, Александр Дюков – директор фонда «Историческая память» и научный сотрудник Института российской истории РАН, Игорь Шорников – доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат исторических наук, Валерий Кузьмин - директор экспертно-аналитического департамента Национального центра исторической памяти при Президенте Российской Федерации.
На мероприятии эксперты центра представили документальные и статистические материалы об освобождении Молдавской ССР. Для понимания событий Второй мировой войны эксперты вначале обратились к событиям XIX века.

Александр Дюков, директор фонда «Историческая память» и научный сотрудник Института российской истории РАН:
«Начиная с 1812 г., Бессарабия в составе Российской империи развивалась как полиэтнический регион, в котором молдаване составляли менее половины населения. Даже после революции 1917 г., в условиях хаоса и дезинтеграции Российской империи, ни население региона, ни наиболее «национализированная» часть элит, создавшая «Сфатул Церий», не думали об отделении от России. Максимум требований был в предоставлении автономии. Румынская аннексия Бессарабии в 1918 г. сопровождалась прямым насилием. Период нахождения Бессарабии в составе Румынии являлся фактической оккупацией. В 1918 - 1924 гг. в Бессарабии румынскими оккупантами было расстреляно более 40 тысяч человек. В межвоенный период на территории Бессарабии осуществлялась колонизация, агрессивная румынизация, подавление национальных меньшинств: русских, украинцев, болгар, евреев, гагаузов. В городах висели таблички «Говорить только по-румынски». Отступая в 1940 г. из Бессарабии, румынские войска грабили местные предприятия и местное население. Данные о нанесенном Бессарабии экономическом ущербе сохранились в архивах и, надеюсь, будут опубликованы. Эти материалы ясно свидетельствуют, что и к молдаванам, и к русским, и другим этносам Бессарабии румынские военные относились как к чужакам, которых можно было безнаказанно грабить. Возвращение Бессарабии в 1940 г. в состав СССР, а фактически — исторической России, приветствовалось всем местным населением».

В оккупированной с июля 1941 г. Молдавской ССР полновластным хозяином была фашистская Румыния. Ее оккупационный режим отличался жестоким характером, на что население ответило участием и поддержкой партизанского движения. Эксперты рассказали что происходило в годы Великой Отечественной войны в этом многонациональном крае, как происходило освобождение от захватчиков, и что о ней помнят сегодня.

Игорь Шорников, доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат исторических наук:
«В период румынской оккупации Молдавской ССР в годы Великой Отечественной войны людские потери республики составили по меньшей мере 550 тыс. человек — более 20% довоенной численности населения. В структуре этих потерь не только погибшие в ходе Холокоста евреи и цыгане. Значительная часть погибших от рук румынских захватчиков стали жертвами голода, эпидемий, жестокого обращения. Телесные наказания были узаконены, за годы оккупации пыткам и истязаниям были подвергнуты 207 тыс. жителей Молдавии. По официальным данным, более 22 тыс. из них умерли. Однако, эта цифра представляется заниженной — только в Кишиневе вследствие «квалифицированных» избиений румынскими жандармами умерли больше 75% граждан в течение следующих 2-3 месяцев.
В значительных масштабах убивала жителей Молдавской ССР экономическая и социальная политика румынских оккупантов. Система здравоохранения и санитарной безопасности была разрушена. Имущество больниц разграбили немецкие и румынские войска. Большинство врачей либо бежали на восток, либо погибли. По Днестру плыли трупы расстрелянных. Вода была заражена и в реках, и в колодцах. Мылом население целенаправленно не снабжали. Вследствие антисанитарии уже в октябре 1941-го года в Приднестровье началась эпидемия сыпного тифа. Она уносила десятки жизней ежедневно.
Массовую смертность населения провоцировал установленный оккупантами режим голода. С декабря 1941-го года норма снабжения хлебом была ограничена 200 граммами муки на душу в день. При этом население обременяли многочисленными налогами, штрафами. И мужчин, и женщин мобилизовывали на каторжные тяжелые принудительные работы: разбор завалов, ремонт дорог, добычу гравия.
Осенью 1943-го года, когда Красная Армия освободила Киев, румынские оккупанты попытались вообще лишить население возможности обеспечивать свое существование. Губернатор «Транснистрии» Георге Алексяну создал систему грабежа по заказу: каждый уезд «губернаторства» был закреплен за одним или несколькими уездами Румынии, их префекты могли запрашивать у оккупационной администрации поставки предприятий в зависимости от их потребностей. Большинство предприятий было вынужденно прекратили работу из-за вывоза оборудования.
Специальной инструкцией предписывалось: вывести в Румынию всю промышленность, все движимое и недвижимое имущество, все, связанное с материальной жизнью, с тем, чтобы противник (Советский Союз) нашел пустую территорию и, следовательно, был вынужден доставлять из тыла все необходимое для военных операций.
В селах румыны отнимали у крестьян скот и зерновые, отправляли все это в Румынию. Следствием стали жестокий голод и катастрофическая смертность населения, особенно младенческая и детская».

Дмитрий Суржик, главный специалист Национального центра исторической памяти, кандидат исторических наук:
«История Молдавии в XX в. показывает неуклонную политику стирания молдавской национальной идентичности, которая проводилась румынскими колонизаторами в 1918-1940 гг. и 1941-1944 гг. Как в XIX в., так и в XX в. сохранить этот самобытный и яркий полиэтничный, мультикультурный край удавалось только под властью России (Советского Союза).
К сожалению, после 1991-го года мы наблюдаем возвращение тех же румынизаторских практик в отношении Молдавии, которые грозят утратой молдавской национальной идентичности. В этих условиях приходится говорить о расколе и противостоянии в Молдавии, где румынизаторским усилиям властей противостоит народная память, сохраняющая объективную оценку прошлого, и влияние, которое оказывали на регион Бухарест и Москва».

В семинаре приняли участие представители общественных организаций и объединений, учителя, педагоги, работники организаций патриотического воспитания, сотрудники учреждений культуры, органов государственной власти и местного самоуправления, а также представители средств массовой информации.

 

СПРАВОЧНО:
Серия методических семинаров Национального центра исторической памяти при Президенте России стартовала в июне 2024 года.
Первый был посвящен ключевым точкам исторической памяти начала Великой Отечественной войны. Мероприятие объединило представителей общественных организаций, региональных координаторов и педагогов из России и других стран, в том числе из Турции, Кипра и Франции. Эксперты подробно рассказали о заранее спланированной геноцидальной политике нацистской Германии в отношении советского народа, о планах на ведение войны на уничтожение и о тех ключевых ценностях нашего общества, которые позволили сорвать планы Третьего рейха.
На втором методическом семинаре «80 лет операции «Багратион»: освобождение Белорусской Советской Социалистической Республики. Ключевые точки исторической памяти» эксперты Национального центра представили ключевые точки исторической памяти о нацистской оккупации Белорусской ССР, о преступлениях, которые совершались на оккупированных территориях, подчеркнули важность сохранения памяти об общей трагедии, а также отметили значимость стратегической наступательной операции «Багратион» в Победе над нацистской Германией и ее пособниками.
На третьем методическом семинаре эксперты Центра представили информационную разработку о подлинной истории Варшавского восстания 1944 года и обратились к теме освобождения Европы от нацизма Советским Союзом, которое началось с освобождения Польши.
Варшавское восстание стало одной из тем фальсификации истории: для западных историков события августа-октября 1944 года служат поводом для отрицания освободительной роли Красной Армии и обвинения Советского Союза в причинах варшавской трагедии.
Четвертый семинар был посвящен ключевым точкам исторической памяти об освобождении Парижа и Франции от оккупации нацистов. Русские эмигранты стали родоначальниками французского движения Сопротивления. Не менее 5 000 советских граждан сражались в его рядах. Наши соотечественники сыграли важную роль в приближении военной победы союзных сил в ходе Нормандской операции и освобождения Парижа 25 августа 1944 года.

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить