Сергей Тушев стал участником Акселератора социальных проектов, который ГБУ «Малый бизнес Москвы» (МЬМ) организовало в 2020 году. В период пандемии проект Сергея – экоцентр «Сборка» – оказался в сложной ситуации, но в результате смог выйти на точку безубыточности. За время прохождения программы предприниматель изучил уязвимые места в бизнес-модели, протестировал новые способы развития и скорректировал их, что позволило увеличить количество заказов на вывоз вторсырья у жителей города в 1,5 раза.
Подробнее о своем бизнесе и чем ему помогла бесплатная акселерационная программы от города он рассказал в интервью МБМ.
Сергей, расскажите, как появилась идея создания бизнеса по раздельному сбору отходов?
В 2011 году я начал работать в Министерстве энергетики Российской Федерации, где занимался инициативами в области ресурсосбережения, а также возобновляемой энергетики. В 2015 году я ушел из госструктур и начал развивать проекты как самостоятельно, так и в составе команд в «третьем секторе» (НКО). А с 2016 года моя деятельность уже связана с экологическими проектами. В какой-то момент тема экологии стала для меня личной: рядом с дачей, где я проводил детство, появился мусорный полигон, и я хотел помочь в решении этого вопроса. Так, мы с командой единомышленников, ведущих экологов, пришли к идее создания экоцентра, который мог бы вносить свой вклад в решение «мусорной проблемы», объединив под одной крышей пункт приема вторсырья, лекторий, экомагазин и музей с экспонатами, связанными с темой переработки отходов. В 2019 году появился экоцентр «Сборка».
Что стало причиной вашего участия в акселераторе?
Серьезным испытанием для нас, как и для всего бизнеса, стал локдаун 2020 года, когда нам пришлось приостановить работу экоцентра на несколько месяцев. Работало только экотакси, которое вывозило вторсырье из квартир, офисов и деловых центров. Но вывоз отходов, например, из офисов компаний сократился до минимума (на 90%).
Если говорить об объективных сложностях, то есть прямая зависимость между количеством принимаемых видов вторсырья (а у нас, к примеру, их более 40) и снижением рентабельности каждого из направлений. Среди них появляется все больше малорентабельных: пенопласт, тетрапак, батарейки, блистеры от лекарств. Тем не менее мы все равно брали, например, пенопласт на переработку, поскольку понимали, что данный вид вторсырья может оказаться на полигоне и нанесет ущерб экологии.
Чем вам помогла акселерационная программа?
Благодаря участию в акселераторе мы смогли взглянуть на наш проект с новой стороны, увидеть уязвимости в бизнес-модели. Получили возможность протестировать гипотезы, своевременно скорректировать их с опытным трекером, что помогло нашему проекту преодолеть как минимум полгода возможной пробуксовки.
Мы перенастроили модель ведения бизнеса, в частности, усилили направление взаимодействия с физлицами, добавив вывоз отходов не только из квартир, но и дачных участков. По итогам прохождения программы количество заказов увеличилось в 1,5 раза.
На базе экоцентра был открыт магазин, в котором продаются товары из переработанных материалов (различные канцтовары, чехлы для телефонов, сумки, многоразовые бахилы), а также товары исключительно без упаковки, демонстрирующие, что так тоже можно сократить количество мусора.
Была запущена система лояльности: посетители получают за сдачу вторсырья экобаллы, которые затем могут обменять на подарки и получить скидки от партнеров нашего проекта.
В тоже время мы усилили и просветительскую деятельность, которая важна в нашей работе. Поэтому после снятия ограничений предложили работодателям проводить лекции по раздельному сбору отходов на предприятиях, принимать участие в городских мероприятиях и акциях, например, помогли внедрить раздельный сбор отходов в организации «Мосволонтер».
На сегодняшний день в наш экоцентр можно сдать более 40 видов вторсырья. Количество посетителей превышает 10 тысяч человек в месяц, а общими усилиями мы спасаем от свалок около 40 тонн вторсырья в месяц.
В проекте участвуют уже более 200 волонтеров. Важнейшая миссия команды – разглядеть того, в ком загорелась искра, и поддержать его стремление к осознанному потреблению. Нужно дать каждому человеку понять, что его помощь – не капля в море.
Какие проекты сейчас развиваете?
Гордостью «Сборки» является интерактивный музей, в котором представлено свыше 700 экспонатов, собранных со всей страны. Здесь можно увидеть предметы, изготовленные из шести видов пластика, макулатуры, стекла, металла. Сырье для них получено из переработанной упаковки, одежды, автомобильных покрышек, гаджетов и других вещей. Кроме того, в музее можно познакомиться с экологичными альтернативами одноразовым изделиям, бытовыми решениями по ресурсо- и энергосбережению (например, многоразовыми складными кружками, многоразовыми трубочками, пальчиковыми батарейками, которые можно подзаряжать).
Музей создан для того, чтобы систематизировать знания и показать весь процесс переработки. Посещение музея бесплатно.
Что вы посоветуете тем, кто только планирует развивать социально-ориентированные проекты?
Главное – это люди. В одиночку не получится реализовать ни один проект, собирайте команду единомышленников, для которых также близки ваши ценности. Распределите обязанности в соответствии с сильными сторонами каждого из вас. Регулярно проводите встречи со своей командой и обсуждайте ключевые точки – что удалось, что нет и почему, а также чем можно друг другу помочь. Будьте добрее друг к другу и приходите в МБМ за поддержкой.