
К 2050 году Китай намерен стать мировым лидером в области науки и технологий. Это требует постоянного наращивания затрат и дифференцированной налоговой политики в этой сфере. Эксперты Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ изучили перечень из 54 налоговых мер, направленных на стимулирование венчурных инвестиций и внебюджетных затрат на исследования и разработки (ИР), привлечение талантов, трансфер технологий, поддержку ключевых отраслей и отраслевых цепочек
Главные выводы:
Сектор высоких технологий находится в центре политики экономического роста и суверенитета КНР. Ведущую роль в этих процессах играют Национальные зоны высокотехнологичного промышленного развития— территории, обеспечивающие преференциальную политику в отношении деятельности высокотехнологичных предприятий Китая. Они начали формироваться с 1988 г., к концу 2023 г. их количество выросло до 178, а на долю произведенной в них продукции пришлось порядка 18 трлн юаней, или 14% ВВП страны.
Действующие меры поддержки науки предполагают возможности получения налоговых льгот на всех этапах исследований, разработок и производства высокотехнологичной продукции. Так,для венчурных инвесторов в технологические стартапы, не котирующиеся на бирже, предусмотрен вычет в размере до 70% от суммы инвестиций из объема налогооблагаемого дохода (для компаний) или из НДФЛ (для физических лиц).
Основным инструментом стимулирования затрат на ИР выступают налоговые вычеты, в том числе сверхвычеты расходов на ИР. В 2023 г. совокупный объем сверхвычета компаний по расходам на ИР оценивался примерно в 1,85 трлн юаней (21,3 трлн руб.), что на 13,6% больше, чем в 2022 г., а доходность фирм, воспользовавшихся этой льготой, — в 7,4% — выше средней по другим компаниям.
Определенный набор льгот действует в целях поддержки процессов коммерциализации РИД: освобождаются от НДС услуги по трансферу технологий, а полученный от него доход в объеме до 5 млн юаней (57,6 млн руб.) не облагается налогом на прибыль. Частично или полностью возмещается НДС организациям, реализующим самостоятельно разработанное ПО.
Поддержка высокотехнологичных отраслей: для всех хайтек-предприятий в КНР предусмотрена льготная ставка налога на прибыль в размере 15% (стандартная — 25%). Особое внимание уделяется поддержке полупроводниковой промышленности: например, для новых предприятий, обладающих линиями для техпроцесса до 28 нанометров, действует освобождение от налога на прибыль на 10 лет. Право на возврат НДС имеют компании, реализующие крупные проекты по интегральным схемам.
Поддержка высококвалифицированных специалистов (ВКС): продолжающие работать ВКС пенсионного возраста освобождаются от уплаты НДФЛ (стандартная ставка этого налога варьирует от 3 до 45% в зависимости от уровня дохода). Не облагаются НДФЛ вознаграждения сотрудников сферы науки и технологий, присуждаемые министерствами, организациями национального и регионального уровней, а также международными.
« В рамках реализации стратегических задач по обеспечению технологического лидерства Китай активно наращивает инвестиции в науку и диверсифицирует механизмы финансовой поддержки развития высокотехнологичных отраслей. Для стимулирования внебюджетных расходов на исследования и разработки применяется широкий портфель налоговых льгот, поддерживающих организации и компании на разных этапах инновационного цикла. Многие аналогичные льготы действуют и в России (например, вычет расходов на НИОКР из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль с повышенным коэффициентом 2, отдельные льготы по НДС и др.). Вместе с тем номенклатура предлагаемых налоговых инструментов, вариация условий их предоставления для разных типов организаций, а также уровень спроса на них в Китае существенно выше, чем в нашей стране. Дополнительная настройка мер налоговой политики в целях развития сферы науки и высокотехнологичных отраслей, а также устранение административных барьеров для доступа к таким льготам повысят стимулы компаний к финансированию ИР и позволят приблизиться к достижению установленной Президентом РФ национальной цели по увеличению внутренних затрат на ИР к 2030 году до 2% ВВП, в том числе за счет роста инвестиций со стороны частного бизнеса в два раза. »
Михаил Гершман
директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON