Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации совместно с МГУ в начале 2017 года провел конференцию «Стратегическое планирование экономики», в центре внимания которой была динамическая модель межотраслевого-межсекторного баланса (МОСБ) как механизм стратегического планирования, использующего IT, для повышения эффективности управленческих решений в обеспечении пропорционального развития национальной (мировой) экономики.
В рамках конференции были рассмотрены вопросы, касающиеся использования монетарных и институциональных методов государственного регулирования экономики, проектного и программно-целевого подходов, а также математического, информационного, организационно-технического и законодательного обеспечения стратегического планирования экономики. По результатам состоявшихся обсуждений сформулированы для дальнейшей проработки в Правительстве Российской Федерации и последующего принятия решений рекомендации и предложения в области внедрения и совершенствования механизма стратегического планирования экономики, в основе которого должна лежать динамическая модель межотраслевого-межсекторного баланса (МОСБ).
По результатам проведенного обсуждения Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации предлагает:
1. Рекомендовать Правительству РФ создать Рабочую группу, состоящую из представителей Научной школы стратегического планирования Н.И. Ведуты, ФСО России, Аналитического центра при Правительстве РФ, ученых головных институтов и специалистов всех отраслей и секторов экономики, включая специалистов в области экономической статистики, бухгалтерского учета, финансов и права, а также в области IT, для внедрения динамической модели МОСБ в качестве механизма стратегического планирования экономики. Рекомендовать в качестве руководителя Рабочей группы руководителя Научной школы стратегического планирования Н.И. Ведуты, заведующую кафедрой стратегического планирования и экономической политики факультета государственного управления МГУ Елену Ведуту.
Актуальность обсуждения стратегического планирования экономики связана с тем, что развитие национального производства для роста качества жизни становится приоритетом государственной экономической политики. Однако при отсутствии научно обоснованного стратегического планирования изменения действующей модели могут лишь усилить экономический хаос и привести к развалу государств. Корни экономического хаоса кроются в недостоверности информации национальных счетов ООН и принятии решений Мировым банком по распределению инвестиций между странами на основе эконометрических моделей, в которых производство рассматривается как черный ящик. Поэтому поиск новой модели стратегического планирования, обеспечивающей пропорциональное развитие экономики для роста качества жизни должен рассматриваться сегодня не как частное дело одной страны, а как дело мирового сообщества для выхода из глобального кризиса.
Следует отметить, что в разных странах в разные периоды имели место разные модели планирования:
- в 30-х годах прошлого века СССР внедрил планирование, представлявшее собой итеративное согласование плановых расчетов «затраты-выпуск» для обеспечения движения «корпорации» СССР в направлении развития ключевых отраслей;
- в США для выхода из Великой депрессии использовалось планирование экономики в виде «кодекса честной конкуренции» для реализации нового курса;
- после второй мировой войны страны Западной Европы использовали индикативное планирование с определением некоторых целевых показателей и соответственно ключевых отраслей для государственной поддержки, а страны Восточной Европы применили модель планирования СССР:
- в настоящее время Мировой банк и государства осуществляют совместное индикативное планирование мировой (национальной) экономики, базирующееся на системе национального счетоводства (СНС) ООН и прогнозных эконометрических моделях для определения межгосударственной (государственной) поддержки ключевых отраслей;
Поскольку информация, используемая в СНС, является недостоверной (содержит повторный счет) и в эконометрических моделях производство рассматривается как «черный ящик», то господствующая сегодня модель индикативного планирования не способна решить проблему пропорционального развития экономики. В долгосрочной перспективе «неприоритетные» страны и отрасли потянут мировую (национальную) экономику в кризис, оплачиваемый падением реальных доходов граждан. Для бескризисного развития требуется согласование плановых расчетов «затраты – выпуск» всех уровней экономики, но не для поддержки ключевых отраслей, как это было в СССР, а для устойчивого роста качества жизни.
Сегодня востребована принципиально новая экономико-математическая модель согласования плановых расчетов производителей для выполнения заказов конечных потребителей (государства, домашних хозяйств, экспортеров). Такой моделью является динамическая модель межотраслевого-межсекторного баланса (МОСБ), учитывающая цены равновесия потребительского рынка в качестве обратной связи, и предполагающая внедрение современных IT.
Создание Рабочей группы позволит решить проблемы методического, математического, программного и организационно-технического обеспечения внедрения динамической модели МОСБ в практику государственного управления.
2. Рассматривать систему распределенных ситуационных центров государственного управления России в качестве платформы для апробации динамической модели МОСБ.
ФСО Российской Федерации является уполномоченным органом создания, эксплуатации и развития системы распределенных ситуационных центров (СРСЦ) в направлении решения мониторинговых, аналитических и прогнозных задач, а также вопросов по организации документооборота, контроля исполнения поручений. Поскольку в основе стратегического планирования экономики лежит не только прогнозирование экономики или регулирование документооборота, а применение научно обоснованных методов планирования, то дальнейшим этапом в развитии СРСЦ должно стать использование динамической МОСБ для повышения качества управления социально-экономическим развитием государства.
НТЦ «Система» завершила разработку Системного проекта создания СРСЦ в конце 2016 года. Эффективное развитие НТЦ «Системы» связано с внедрением динамической модели МОСБ на базе СРСЦ.
3. Рекомендовать руководству Госкорпорации «Роскосмос» совместно с Рабочей группой подготовить предложения по разработке и внедрению динамической модели МОСБ для координации деятельности подразделений корпорации как структурного звена механизма стратегического планирования экономики, а также по формированию Единой экономической политики, отвечающей научным принципам стратегического планирования.
Деятельность Госкорпорации «Роскосмос» направлена на создание условий и механизмов эффективного осуществления космической деятельности в целях укрепления обороны страны и обеспечения безопасности государства. Изменившаяся в 90-х годах экономическая модель и развал страны привели к нарушению кооперационных связей в технологических цепочках производства конечного продукта и падение промышленного производства, что отразилось на деятельности Госкорпорации. Планирование ОПК как единой системы с выстроенными кооперационными связями для выполнения госзаказа МО заменили на совокупность целевых программ и конкурсную систему госзакупок.
Одновременное выполнение Госкорпорацией функций государственного заказчика и исполнителя не позволяет в рамках нынешней экономической модели решить проблему конфликта интересов и, следовательно, эффективно управлять космической отраслью без реализации системного подхода и внедрения автоматизированной системы на основе динамической модели МОСБ. В результате внедрения динамической модели МОСБ Госкорпорацией «Космос» совместно с Рабочей группой позволит обеспечить согласование плановых расчетов внутри Госкорпорации и вне ее для выполнения Гособоронзаказа, а также определить Единую отраслевую экономическую политику, отвечающую научным принципам стратегического планирования.
4. Рекомендовать Правительству Ставропольского края совместно с Рабочей группой подготовить предложения по разработке и внедрению динамической модели МОСБ для координации деятельности подразделений региона как структурного звена механизма стратегического планирования экономики.
Отсутствие научно обоснованного стратегического планирования экономики приводит к хаотичному развитию регионов на всех уровнях и дезориентации местного самоуправления, что выражается в хищническом использовании природных ресурсов, застройке земель сельхозназначения, уничтожении заповедных зон и коррупции на местах. Апробация динамической модели МОСБ определить Единую региональную экономическую политику, отвечающую научным принципам стратегического планирования.
5. Рекомендовать Минобразования РФ совместно с Рабочей группой подготовить новые образовательные стандарты в области экономики, государственного управления, политологии и других общественных дисциплин с учетом предложений Рабочей группы, а также подготовить предложения по созданию нового диссертационного совета при Научной школе стратегического планирования имени Н.И. Ведуты и организовать выпуск ежемесячного научного журнала «Стратегическое планирование экономики».
Переход России в начале 90-х годов к новой экономической модели, предполагающей приватизацию предприятий, ориентацию на цены мирового рынка, банкротство многих отечественных предприятий обслуживается монетарными и институционными теориями, лежащими в основе современного экономического образования. Приверженцы этих теорий, используют понятия типа рынок, план, агломерация, приватизация, инновация, модернизация, технологический уклад и т.д., математические модели, презентации на «птичьем» языке, за которыми нет обоснованных предложений по развитию национальной экономики в интересах граждан.
Поскольку задача развития национального производства является исключительно актуальной для нашей страны, то для ее решения важна подготовка экономистов – организаторов производства. В основе новых образовательных стандартов должно понимание системы стратегического планирования экономики не как системы документооборота, перекладываемого на IT, а как эффективного механизма, обеспечивающего устойчивый рост качества жизни. Такие же требования должны предъявляться к диссертациям по экономике, государственному управлению и политологии, основополагающей идеей которой должен стать приоритет научно обоснованного стратегического планирования экономики с использованием IT. В XXI веке необходимо использовать возможности современных IT для эффективной работы с экономической информацией, чтобы повысить эффективность государственного (глобального) управления, а не дискутировать вокруг понятий.
Необходимо перейти от фактически проплачиваемых рейтинговых журналов типа Scopus и других лоббируемых ВАКом журналов к действительно научному журналу, в котором должны публиковаться статьи, вносящие вклад в реализацию и совершенствование управления экономикой страны для роста уровня благосостояния граждан и национальной безопасности.
6. Учитывая актуальность стратегического планирования экономики, рекомендовать Рабочей группе совместно с Правительством РФ организовать регулярный Московский международный экономический форум, посвященный обсуждению механизма стратегического планирования бескризисного развития экономики, предполагающего использование IT-технологий, и активно использовать СМИ для продвижения идей механизма стратегического планирования экономики в интересах граждан в нашей стране и за рубежом.
Бизнес-элиту, научные круги, политиков волнует будущая модель развития экономики. Многие опасались того, что с приходом нового президента США, у которого приоритетом экономической политики становится развитие национального производства, произойдет ломка привычных экономических отношений, которая при отсутствии научно обоснованной модели экономического развития, может усилить экономический хаос, ведущий к развалу государств. По их мнению, сегодня, как никогда, востребована новая модель стратегического планирования экономики. Они отмечали, что информация, используемая сегодня ООН при составлении национальных счетов является недостоверной. Кроме того, Мировой банк, распределяя инвестиции между странами на основе эконометрических моделей, в которых производство рассматривается как черный ящик, не в состоянии решить главную проблему кризисного развития глобализации – диспропорциональности экономики, следствием чего является падение уровня жизни граждан. В этой связи поиск новой экономической модели сегодня рассматривается не как частное дело одной страны, а как дело мирового сообщества, которое готово к поиску и обсуждению новой модели стратегического планирования, обеспечивающей выход из глобального кризиса.
Учитывая возрастание угроз национальной и глобальной безопасности в связи с внедрением западных моделей общественного и экономического развития, способствующих развитию глобального кризиса, необходимо противодействовать их идеологии посредством пропаганды в СМИ идей Научной школы стратегического планирования Н.И. Ведуты как адекватного мировоззренческого ответа для изменения вектора глобализации в направлении научно-технического и социально-культурного прогресса.
7. Рекомендовать Рабочей группе разработать план мероприятий по внедрению новой информационной модели стратегического планирования экономики в качестве инструмента государственного управления, включая разработку нормативно-правовой базы, а также подготовить предложения по источникам и объемам финансирования.
Указанные меры позволят повысить конкурентоспособность национальной экономики с точки зрения роста качества жизни и уровня национальной безопасности.