В визит-центре Кенозерского национального парка в Архангельске состоялся семинар «Методы коммуникации и взаимодействия взрослых и детей в процессе практической и творческой деятельности в сельской местности». На него приехали учителя и методисты по экологическому просвещению из деревень и поселков Кенозерья и Онежского Поморья.
«Целью семинара в этом году стала актуальная в современном мире тема коммуникации. Навык коммуникации — это фундамент для любой сферы успешной жизни. Особенно для педагога важно уметь находить общий язык с детьми, чем мы интенсивно и занимались на протяжении двух дней с коллегами», — рассказала организатор семинара, начальник отдела экологического просвещения Кенозерского национального парка Анастасия Мазур.
В первый день семинара опытом по созданию и организации школы юного экскурсовода со слушателями поделились сотрудники Архангельского музея изобразительных искусств. Участники семинара выяснили, что и в городе, и в деревне проблема одинаковая — мотивация. Что с этим делать, педагоги думали в процессе «мозгового штурма».
Представитель Всемирного фонда дикой природы (WWF) Андрей Копытов рассказал об основных проблемах, связанных с изменениями климата и показал способы, как можно интересно и доступно преподносить эту информацию детям.
Сотрудник Кенозерского национального парка Надежда Иниева презентовала проект «Климатическая школа» для работы Школьных лесничеств и предложила идеи возможных форм работы участникам семинара:
«На занятиях информацию об изменении климата можно дополнять просмотром тематических фильмов и мультфильмов, обсуждать, какие могут быть последствия для деревень, где живут дети, собирать факты об изменения климата. Узнать, как происходит изменение климата, каким он был раньше можно из рассказов сотрудников местных аэропортов и метеостанций, рыбаков. В качестве практических занятий в планах – посещение метеостанций. Также в проекте будут занятия по энергоэффективности и возобновляемым источникам энергии. Здесь практической частью станет разработка климатический планов школ. Дети будут замерять потери тепла, делать предложения о том, как можно сделать школу более энергоэффективной».
Отдельно на семинаре затронули тему экологических троп — это активная площадка в жизни детских школьных лесничеств. Ребята пробуют разрабатывать свои экотропы, помогают в этом сотрудникам Парка. Экологическая тропа для детей — это место изучения природы и фенологических наблюдений. И, конечно, для школы юных экскурсоводов это рабочая площадка для встречи с гостями заповедных территорий.
Тренинг по интерактивным формам работы с детьми провела эксперт Диана Строганова. Вместо теоретической информации она погрузила самих участников семинара в атмосферу игры и показала, как можно передавать новые знания в интересной форме.
«В этот раз тема для встречи была лёгкой и приятной. Мы поговорили о разных игровых методиках, кое-что опробовали на себе. Мне показалось, что было очень мало времени, хотелось дать как можно больше материала, но он настолько обширный, что коллегам придётся поработать самостоятельно. Сотрудники активно включались в самые разные задачи — от разработки интеллектуальной игры, до упражнений «Верёвочного курса», — рассказала Диана.
Важная цель каждого ежегодного семинара экологического просвещения — помочь методистам на территории улучшить взаимодействие в работе с детьми. В этом году педагоги налаживали коммуникацию, в первую очередь, сами с собой, ведь это основа для успешной работы в любой сфере. В этом помогала приглашённый социальный педагог-психолог Валентина Копытова. Педагоги разобрали возрастные особенности детей и особенности взаимодействия с ними, сыграли в детские игры и провели рефлексию с точки зрения поведенческих реакций детей в игре. Большой блок работы был посвящён детской конфликтологии, что оказалось важным буквально для каждого участника семинара.
Педагоги отметили, что затронутые на семинаре темы для них очень актуальны: ведь нужно говорить с детьми о серьёзных темах на интересном и, главное, понятном языке.
«Было очень интересно на занятии по изменениям климата. Это интересует и лично меня, и хочется делиться этим с детьми. Думаю, хорошо об этом рассказывать в игровой форме. Нужно вести с ними наблюдения за погодой, за птицами и животными, больше говорить о сохранении редких и вымирающих видов, о раздельном сборе отходов», — поделилась учитель из Летней Золотицы и руководитель школьного лесничества Мария Колтовая.
Анна Лазникова, методист по экологическому просвещению и учитель биологии из Вершинино, отметила, что каждый семинар по экологическому просвещению в Кенозерском национальном парке дарит уникальные знания.
«Это ежегодный семинар, поэтому мы примерно знаем, что нас ждёт. Но каждый семинар приносит что-то новое! Лично мне в этот раз было интересно услышать о том, какими способами лучше решать проблемы с поведением сельских детей».
На семинар приехали не только учителя и специалисты по экологическому просвещению, но люди, которым интересно получить новые знания по воспитанию детей.
«Я приехала на семинар для своего развития. Мне интересна работа с детьми, хочется расти в этом направлении и научиться доносить до них информацию о нашей ЭКО-ферме «Мезенка» на экскурсиях более интересно. Также есть намерение, чтобы юные экскурсоводы из Морщихинской в будущем проводили экскурсии по нашей ферме», — рассказала участник семинара Анастасия Брагина.
Семинар «Методы коммуникации и взаимодействия взрослых и детей в процессе практической и творческой деятельности в сельской местности» прошёл при финансовой поддержке благотворительного фонда «Красивые дети в красивом мире».
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON