В 2019 году Россия присоединилась к Парижскому соглашению по климату, а в 2021 году завершила согласование Стратегии долгосрочного развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. Эксперты РАНХиГС раскрывают возникшие методические проблемы в части оценки углеродного следа от производства продукции в сельском хозяйстве в разрезе регионов страны.
РАНХиГС исследовала сопутствующие производству эмиссии парниковых газов с учетом основных видов продукции: мяса, коровьего молока и яиц. Специализация отражается на величине углеродного следа. В среднем при производстве 1 тонн животного протеина выделяется около 13 тонн СО2 в год. Однако в регионах этот показатель сильно варьируется в зависимости от размера поголовья скота, вида животных и масштабов производства.
Так, в Белгородской области углеродный след относительно низок и составляет 8 тонн СО2/т протеина. А в Краснодарском крае он доходит до 16 тонн СО2/т протеина. Это связано с тем, что в Белгородской области больше поголовье свиней и птицы, у которых выход парниковых газов при производстве мяса меньше, чем у крупного рогатого скота, на выращивании которого специализируется Краснодарский край.
Наибольшая концентрация отходов сельскохозяйственного производства приходится на Центрально-Черноземный регион - 2 области (Белгородская и Курская) генерируют 30% всех отходов сельского хозяйства России. В Белгородской области в 2019 году было образовано 9 млн тонн отходов, а в Курской области - 4 млн тонн, что связано с высокой концентрацией в этих регионах птицефабрик и откормочных площадок для свиней.
Также можно использовать индикатор соотношения отходов к производству сельскохозяйственной продукции, который позволяет определить уровень «экологичности» региональных производств. В среднем в России показатель отношения отходов к стоимости продукции составляет 11 тонн на 1 млн рублей. Однако в отдельных регионах этот показатель в разы выше. Так, в Белгородской области - 40 т/млн рублей, в Курской области - 32 т/млн рублей.
Следовательно, необходим более жесткий контроль при организации подобных крупных предприятий, концентрация животных на которых может привести к рискам загрязнения окружающей среды и к угрозам здоровью населения. Так, можно установить предел в размере показателя 20 тонн отходов к 1 млн рублей сельхозпродукции, как ограничительный показатель расширения производства.
Оценка углеродного следа и оценка «экологичности» производства через показатель отходов-стоимости продукции не всегда дают близкие результат. Углеродный след отражает изменения глобального климата, а индикатор «отходы-производство» представляет собой критерий опасного состояния загрязнения на локальных территориях. Если углеродный след показывает низкий уровень эмиссий при производстве мяса птицы и мяса свиней, то это отнюдь не значит, что он может считаться адекватным индикатором «экологичности» этого товара.
#исследование_РАНХиГС