Эксперты НИУ ВШЭ в составе международной группы ученых провели лонгитюдное исследование и определили, насколько британцы одобряют нововведение, и готовы ли они поддержать другие сборы с целью улучшения экологии. Результаты работы опубликованы в журнале Frontiers in Psychology.
Одноразовые пластиковые пакеты появились в супермаркетах Великобритании в 1980-х годах. В 2014 году их количество превысило 8,5 млрд штук, что составило примерно 58 тыс. куб. тонн пластиковых отходов. Для снижения уровня экологического загрязнения власти административно-политических частей Королевства стали поочередно вводить плату в размере 5 пенни (0,06 долларов США) за один пакет. В Уэльсе эта мера заработала в 2011 году, в Северной Ирландии — в 2013, в Шотландии — в 2014. В результате потребление пакетов снизилось на 80%, а у покупателей вошло в привычку брать с собой в магазин сумку. Деньги, получаемые супермаркетами с данного сбора, направляются на благотворительные экологические и социальные проекты.
Механизм воздействия платы за пакет на поведение потребителя оставался до конца непонятным. Одни исследователи видели в этом исключительно экономический эффект. Другие считали, что 5 пенни — ничтожная сумма, и введение платы скорее влияет как фактор нарушения автоматизма — привычки брать в супермаркетах бесплатные пакеты.
Чтобы проверить обе гипотезы, коллектив ученых, представляющих Высшую школу экономики и Кардиффский университет, провели первое лонгитюдное исследование о влиянии платы за пакет на поведение потребителей.
Работа основывалось на анализе трех компонентов: опросе, глубинных интервью и наблюдениях, которые были сделаны до введения пакетного сбора в Англии в октябре 2015 года и после него.
Результаты опроса показали, что после введения платы частота использования пластиковых пакетов упала с «иногда» до «очень редко». Это подтвердили и результаты наблюдения: до введения пакетного сбора 48% покупателей в Англии использовали одноразовые пластиковые пакеты, а меньше, чем через год после введения, их количество снизилось до 17%. Интервью показали, что все респонденты либо полностью прекратили, либо существенно сократили потребление пакетов. Данные интервью также продемонстрировали, что введение платы выступило катализатором изменения привычки автоматического использования пластиковых пакетов. В большинстве своем респонденты заявляли, что для них не составило особого труда начать использовать многоразовые сумки при походах в супермаркет, и что теперь они осознанно относятся к потреблению пластиковых пакетов.
Пол, возраст и уровень дохода респондентов во всех трех исследованиях не оказывали значимого влияния на эти результаты. Значимых различий между поведением покупателей магазинов разных размеров, ценовой категории и места расположения обнаружено также не было. Эти данные говорят о том, что нововведение имело не столько экономический, сколько психологический эффект. Очевидно, что люди с достатком выше среднего отказывались от одноразовых пакетов не ради экономии.
Представители разных возрастных групп восприняли нововведение как разумную меру по снижению количества пластиковых отходов и высказались за ее поддержку. Кроме того, опрос показал, что респонденты поддерживают введение аналогичного сбора на продукцию, продаваемую в пластиковой упаковке. Они считают, что это может привести к снижению количества пластиковых отходов и улучшить качество окружающей среды. Однако большинство опрошенных не готово согласиться с введением дополнительных сборов на бензин и дизель. Несмотря на то, что эта инициатива по мотивам схожа с взиманием платы за пакеты, респонденты считают, что такая мера «ударит» по всему населению (особенно людям с низкими доходами) и по предприятиям. По их мнению, государству вместо того, чтобы вводить дополнительные пошлины, стоит подумать о развитии новых, экологически чистых технологий в области топлива и транспорта.
Подробнее: https://iq.hse.ru/news/253910260.html
Пресс-служба
НИУ ВШЭ