Система молодежного самоуправления в России создает эффективный механизм подготовки будущих управленцев. Исследование выявило четкую последовательность: от школьного и университетского самоуправления через молодежный парламентаризм к формированию квалифицированного кадрового резерва для органов власти всех уровней
Результаты исследования представил Евгений Матвеев, аспирант кафедры «Гуманитарные дисциплины» Московского политехнического университета. В работе проанализированы действующие механизмы взаимодействия государственных органов с молодежными организациями, а также изучен опыт создания кадрового резерва из числа молодых лидеров.
Ключевым элементом этой системы стал координационный центр молодежного парламентаризма. Центр выполняет три основные функции: собирает и анализирует данные о проблемах в молодежной среде, предоставляет молодым лидерам доступ к организационным и правовым ресурсам, контролирует реализацию молодежных программ на местах.
При действующих органах власти работают совещательные и представительно-консультативные структуры. Через них молодежные лидеры получают возможность участвовать в процессах управления, защищать интересы молодежи и набираться практического опыта в администрировании.
«Именно молодежь выделяется обилием самых разнообразных и свежих идей, в которых так нуждается вступивший в фазу интенсивной модернизации отечественный социум», – отмечает автор исследования.
Общегосударственная программа комплексной молодежной политики предусматривает четкую систему отчетности. Органы власти всех уровней напрямую отчитываются перед федеральным центром о работе с молодежью. При этом механизмы взаимодействия адаптируются под локальные особенности каждого региона и конкретизируются по возрасту, интересам и предпочтениям молодежи.
На практике взаимодействие реализуется через три уровня: школьное самоуправление, университетские советы и студенческие объединения. Каждый уровень получает право делегировать представителей в совещательные органы при местных и региональных властных структурах. Это создает систему социальных лифтов для активной молодежи.
Координирующие инстанции федерального центра постоянно анализируют работу на местах. Они рассматривают заявления и обращения от молодежи, отслеживают эффективность принимаемых мер и корректируют программы молодежной политики. Это позволяет оперативно выявлять и решать возникающие проблемы.
От современных молодежных лидеров требуется владение конкретными навыками. Это умение работать с информацией, навыки навигации в информационном пространстве, способность к анализу данных. Важны также организационные компетенции и понимание структурно-функциональных особенностей управляемых организаций.
К участию в реализации программы молодежной политики привлекаются как государственные, так и негосударственные общественные организации. Их совместная работа направлена на создание условий для развития молодежного лидерства и формирования новых форм гражданского общества.
Эти и другие результаты исследования стали предметом обсуждения на II Международном Круглом столе «Современная философия успеха». На научном мероприятии в Московском политехническом университете исследователи из семи стран проанализировали опыт развития молодежного лидерства и обсудили перспективы формирования управленческих кадров нового поколения.
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON