Исследование: Платформенная форма занятости - как формат для постепенного перехода к пенсионной форме дохода без изменения уровня потребления.

Исследование: Платформенная форма занятости - как формат для постепенного перехода к пенсионной форме дохода без изменения уровня потребления. - фото 1Исследование : Платформенная занятость как инструмент трудовой социализации представителей старших возрастных групп (поколения Х)
Поколение Х начинает активно осваивать платформы

Сегодня уже мало кого удивляют блогеры-пенсионеры, хотя раньше это было в диковинку. Даже люди, которые когда-то создали популярные цифровые платформы сегодня сами относятся к поколению Х.
Представители пенсионного и предпенсионного возраста сегодня увидели в платформах альтернативу для формирования дополнительного дохода на пенсии, даже в случае невозможности трудоустроится. К такому выводу пришли эксперты Центра проектной деятельности и коммуникационных технологий факультета рекламы и связей с общественностью Российского Государственного гуманитарного университета (РГГУ) по итогам исследования давшего оценку влияния цифровизации на поведение представителей предпенсионного и пенсионного возраста (поколения Х) и их готовности работать в условиях самозанятости.

По мнению заведующего кафедрой факультета рекламы и связей с общественностью Российского государственного гуманитарного университета Алана Лазаревич Абаева, «Сегодня именно люди пенсионного и предпенсионного возраста нуждаются в особых инструментах трудовой социализации. Традиционная экономика им их предоставить не может. А платформенная экономика, как показывают проанализированные исследования, даёт широкий выбор такой трудовой социализации». В 2020 г. на людей старше 65 лет приходилось около ¼ населения РФ, а к 2060 г. их доля вырастет до 47%.

По мнению авторов исследования – поколению пенсионеров и предпенсионеров надо получить навыки в работе с цифровыми приложениями и оказать помощь в продвижении себя. Их усидчивость и желание двигаться вперед, дает толчок для самореализации в цифровой экономике. Многих останавливает страх быть - обманутыми мошенниками, и это связано со слабым знанием Интернета.

«Поколение Х зачастую называют «сэндвич-поколением» – это люди, которые одновременно заботятся и о своих неработающих родителях, и о ещё не вставших на ноги детях. Как показывают исследования, платформенная занятость формирует для этого лучшие возможности. К «поколению сэндвич» в России можно отнести 80% людей 45–65 лет

Очень важный вопрос в российских реалиях, по мнению представителей РГГУ — это вопрос финансовой поддержки стареющих родителей со стороны пожилых детей, как и во всем мире. Еще представители этого поколения хотят иметь возможность баловать своих внуков. Почти половина россиян (44%) помогают своим родителям финансово.

Стоит отметить, что в России поколение Х также является основным «помощником» своих родителей в настоящий момент, так как более половины (58%) реально помогают своим стареющим родителям, а почти восемьдесят (77%) положительно оценивают необходимость помогать родителям финансово. Размер средней ежемесячной поддержки родителей составляет 10,3 тыс. рублей. «Для представителей пенсионного и предпенсионного возрастов платформенная занятость – по сути безальтернативный инструмент помогать еще более пожилыми родителям» - делают вывод исследователи

Вхождение в платформенную занятость не связано с какими-то ограничениями. В то время как, около трети россиян предпенсионного (31%) и пенсионного возраста (27%) ищут работу по найму более полугода, а еще трети россиян-предпенсионерам (32%) было отказано в трудоустройстве ввиду возраста. Этот процент ещё выше среди людей старших возрастных групп (43%).
«Мы понимаем, что проблема трудоустройства, с одной стороны, поколения Z, с другой стороны пенсионного возраста она не нова. Это было всегда. Молодых не берут из-за отсутствия опыта, а пожилых не берут из-за боязни, что они уже утратили свой профессионализм. После пандемии проблема трудоустройства поколения Х уже усугубилась», отметил генеральный директор компании «Клондайк Групп»Михаил Болдырев.

По словам Михаила Болдырева Мировые исследования показывают, что платформенная форма занятости является наиболее благоприятной для постепенного перехода к пенсионной форме дохода без изменения уровня потребления, это отмечают более половины представителей старших возрастных групп - 56%. Нельзя отрицать и то, что платформенная занятость позволяет создать «второй пенсионный план», что в совокупности не приводит к снижению привычного уровня доходов. Это подтверждают данные мировых исследований, почти ¾ людей в возрасте 42-57 (73%) в мире определяют платформенную занятость одновременно как возможность сохранения качества жизни и получения дополнительного дохода.

Платформенная экономика переживает бум роста как в Российской Федерации, так и во всем мире. И прогнозируют, что к концу 2022 года мировой объем платформенной экономики превысит четыреста миллиардов долларов, в России объем платформенной экономики составил 6,2 триллиона рублей, что эквивалентно 6% от национального ВВП. Напомним, что на конец 2021 года в России насчитывалось около 10 миллионов платформенных занятых, что составляет примерно ¼ всех занятых в производственной сфере.

Отвечая на вопрос журналистов о регулировании платформенной занятости, Михаил Болдырев отметил, что «В самом простом сценарии есть три пути регулирования. Первый – не регулировать. Это сейчас. Начать регулировать и сильно зарегулировать. Вот третий вариант мы не рассматриваем, потому что это идти против течения. У нас эта сфера растет, а мы её начнём регулировать и фактически убьем, отстанем от общемировых тенденций»

«Сегодня регулирование уже начинается самими платформами. Потому что сама платформа хочет видеть у себя курьера, который знает район, таксиста, который хорошо водит. Во всех сферах профессиональной деятельности платформа заинтересована получить постоянного платформенного работника. Платформы уже сейчас начинают делать первые шаги – делать совместные программы по страхованию, делать еще какие-то действия, чтобы гарантировать доход и труд платформенного работника» - отметил он.

Центр проектной деятельности и коммуникационных технологий факультета рекламы и связей с общественностью Российского Государственного гуманитарного университета (РГГУ) продолжит исследования влияния цифровизации на различные поколения.

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить