
Счётная палата РФ выписала российским медикам рецепт для эффективности работы, по итогам проверки эффективности использования средств ОМС при осуществлении деятельности медицинских организаций в 2021-2023 годах. Сообщение от Счётной палаты РФ «ЭкоГраду»: «…одним из резервов экономии средств ОМС и повышения эффективности их использования может стать снижение трудозатрат медицинских работников на выполнение различных задач, не имеющих отношения к непосредственному оказанию медицинской помощи»
Аудиторы Счётной палаты выразили уверенность в т ом, что наша медицина была бы значительно результативнее, если бы врачей не привлекали к выполнению немедицинских обязанностей: «…в 2023 году в целом по России немедицинские обязанности выполняли свыше 17 тыс. сотрудников среднего медперсонала».
Цитируем полное сообщение от Пресс-службы Счетной палаты РФ: «Можно экономнее – Счетная палата оценила эффективность использования средств ОМС в медицинских организациях
Средства обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) могут расходоваться более результативно и эффективно. К такому выводу пришла Счетная палата, оценив эффективность использования средств ОМС при осуществлении деятельности медицинских организаций в 2021-2023 годах.
Так, по мнению Счетной палаты, одним из резервов экономии средств ОМС и повышения эффективности их использования может стать снижение трудозатрат медицинских работников на выполнение различных задач, не имеющих отношения к непосредственному оказанию медицинской помощи. Как показало исследование, в среднем на немедицинские задачи (составление отчетов, ведение статистического учета, организацию перевозки пациентов, запись на консультации в другие учреждения и т.д.) врачи в зависимости от региона тратят от 2 до 50% своего рабочего времени. В среднем доля таких трудозатрат составляет 18,4%. Исходя из этого, средняя стоимость рабочего времени, уходящего у врачей на немедицинские функции, оценивается Счетной палатой в 179 млрд рублей.
Аналогичная ситуация наблюдается и по среднему медперсоналу (далее – СМП). Несмотря на дефицит специалистов данной категории, в медицинских организациях сохраняется практика их привлечения к немедицинским задачам, например к работе в архиве или регистратуре. По данным статистики, в 2023 году в целом по России немедицинские обязанности выполняли свыше 17 тыс. сотрудников среднего медперсонала.
В ходе исследования также установлено, что в ряде медицинских организаций фонд оплаты труда административно-управленческого и прочего персонала (далее – АУП) превышает рекомендованную долю – 40% от общего фонда оплаты труда. По оценкам Счетной палаты, потенциальная экономия за счет сокращения фонда оплаты труда АУП (до установленных 40%) может составить 318,7 млн рублей.
Еще одним потенциальным резервом для экономии ресурсов являются расходы на медицинское оборудование. Так, анализ выявил факты приобретения за счет средств ОМС дорогостоящего медоборудования (свыше 1 млн рублей) в операционную аренду. При этом в ряде случаев стоимость аренды превышала стоимость самого оборудования, а отдельные договоры аренды предусматривали по истечении срока передачу оборудования в собственность медицинской организации по договору пожертвования.
Кроме того, анализ показал, что закупленное дорогостоящее оборудование использовалось медицинскими организациями в том числе для оказания платных услуг, при этом расходы на его ремонт и обслуживание осуществлялись преимущественно за счет средств ОМС. По оценкам Счетной палаты, пропорциональное распределение источников финансирования (средства ОМС и доходы от платной деятельности) для покрытия расходов на обслуживание и ремонт оборудования позволило бы сэкономить 17,8% от общих расходов средств ОМС на указанные цели.
С отчетом о проверке можно ознакомиться здесь
С уважением,
Пресс-служба Счетной палаты РФ»
Как уточняет профильное издание medvestnik.ru, "...также аудит выявил, что в ряде медорганизаций фонд оплаты труда административно-управленческого и прочего персонала превышает рекомендованную долю в 40% от общего ФОТ. Согласно расчетам контрольного ведомства, здесь потенциальная экономия может составить 318,7 млн руб.
Еще один резерв — расходы на медицинское оборудование. Аудит выявил факты приобретения за счет средств ОМС дорогостоящей медтехники (свыше 1 млн руб.) в операционную аренду. При этом в ряде случаев стоимость такой аренды превышала стоимость самого оборудования, а отдельные договоры предусматривали по истечении срока аренды передачу оборудования в собственность медорганизации по договору пожертвования.
Кроме того, анализ показал, что закупленное дорогостоящее оборудование использовалось медорганизациями для оказания платных услуг, при этом расходы на его ремонт и обслуживание осуществлялись преимущественно за счет средств ОМС. По оценкам Счетной палаты, пропорциональное распределение источников финансирования (средства ОМС и доходы от платной деятельности) для покрытия расходов на обслуживание и ремонт оборудования позволило бы сэкономить 17,8% от общих расходов средств ОМС на эти цели.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Счетная палата предложила правительству поручить Минздраву, в частности, рассмотреть вопросы о внедрении в способы оплаты медпомощи механизмов финансовой мотивации для медорганизаций, показывающих лучшие результаты по экономности использования средств ОМС, а также по установлению в Правилах ОМС ограничения на предельный размер увеличения объемов финансового обеспечения медорганизации в течение года в отсутствие соответствующего роста объемов оказания помощи.
Кроме того, по мнению аудиторов, ведомство могло бы разработать методические рекомендации по установлению показателей результативности деятельности для медорганизаций, оказывающих специализированную и скорую помощь, и рассмотреть вопрос о централизации экономических служб медорганизаций в субъектах по аналогии с реализуемыми проектами по централизованной бухгалтерии.
Результаты мероприятия по оценке условий оплаты труда медработников предлагается учесть при реализации пилотных проектов по новой модели оплаты труда в здравоохранении.
Реализовать эти мероприятия предлагалось до 1 мая 2025 года. Информации о принятых мерах в отчете нет".
На замечание о дефиците в медицинских организациях отреагировал спикер нижней палаты Вячеслав Володин. «ДумаТВ» опубликовала ролик разговора депутата с министром здравоохранения РФ Михаилом Альбертовичем Мурашко.
Комментарий к ролику: «Госдума ждёт от Минздрава предложений по решению вопроса обеспечения кадрами сельских больниц
«У нас есть данные по достаточно большому количеству регионов, где целевики не возвращаются. Это значит, направляют изначально тех, кто не вернётся. Здесь должна быть ответственность — спрашивать не только с целевика, но и с того, кто направил. Вдумайтесь, 75% бюджетных мест отдали целевикам, но при этом не возвращаются 50 и более процентов», — заявил спикер ГД Вячеслав Володин (https://t.me/vv_volodin) в ходе прошедшего в Санкт-Петербурге заседания Совета законодателей при ФС РФ.
В связи с этим Председатель Госдумы обратился к Министерству здравоохранения с просьбой внести «конкретные предложения по решению вопроса обеспечения кадрами в первую очередь центральных сельских районных больниц, потому что там ситуация самая тяжёлая».
В свою очередь Мурашко заявил: «Мурашко: Дефицит кадров в амбулаторном звене сократился на 31%
Глава Минздрава Михаил Мурашко, выступая на заседании Совета законодателей при ФС РФ в Санкт-Петербурге, заявил об улучшении ситуации с кадрами в сельских медучреждениях. По его словам, благодаря соцвыплатам с марта 2024 года к работе приступили уже более 7,5 тыс. медиков.
«В амбулаторном звене, поскольку мы модернизировали систему первичной помощи, ситуация значительно улучшилась, и дефицит кадров сократился на 31%. Конечно, мы видим важной роль субъектов в поддержке медицинского персонала, который должен быть обеспечен жильём. Основной приток в отрасль обеспечивают, конечно же, выпускники. Профориентационная работа сегодня ведётся, 68 субъектов проводят такую работу, остальные пока не включились в неё», — сообщил министр здравоохранения».