Эксперты: глава Якутии Николаев заручился мощной поддержкой одного из главных политических тяжеловесов России

Эксперты: глава Якутии Николаев заручился мощной поддержкой одного из главных политических тяжеловесов России - фото 1Дни Якутии в Москве продолжились презентацией в Совете Федерации. Как отметила спикер сената Валентина Матвиенко, именно Якутия в 2012г. открывала Дни субъекта в их нынешнем формате, и «благодаря таким регулярным встречам в верхней палате парламента хорошо знают, чем живет регион, какие позитивные изменения происходят в экономике, социальной сфере, какие важные проекты реализуются»


В результате тщательной проработки транспортных, энергетических и социальных вопросов сенаторы одобрили многие идеи и предложения самого крупного субъекта РФ. Прежде всего, Матвиенко заявила о поддержке схемы паритетного финансирования строительства моста через реку Лену, предложенной главой республики Айсеном Николаевым.
По словам Валентины Ивановны, Ленский мост – это не прихоть республики. Он станет ключевым проектом, связующим пространства Восточной Сибири и Дальнего Востока, соединит в единый транспортный узел три федеральные автодороги, пять региональных, а также Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль. Круглогодичная транспортная доступность для жителей республики возрастет с 21 до 80%, не менее чем на 4 млрд руб. ежегодно сократятся бюджетные затраты на северный завоз.
Как отметил в интервью «Клубу Регионов» доктор политических наук, научный руководитель института социально-политических технологий и коммуникаций Тихоокеанского госуниверситета Илдус Ярулин, поддержка строительства Ленского моста – это знак того, что федеральный центр на деле повернулся к Дальнему Востоку: «Начиная с 2001г. разговоры шли о развитии ДФО, а сейчас мы видим, что действительно это реализуется. Этот проект как камень в основание нового народнохозяйственного механизма всего Дальнего Востока. Не будем забывать о том, что смещается к Северному Ледовитому океану пояс рискованного земледелия. Климатические изменения привели к тому, что арктическая территория для сельскохозяйственного освоения становится более и более удобной. И это только одна из возможностей, которые открывает Ленский мост для Арктики. Несомненно, он даст импульс для ускоренного освоения тех природных ресурсов, которые есть в арктическом регионе, что очень может помочь стране как в ближайшей, так и в отдаленной перспективе».
Политолог, руководитель Федеральной экспертной сети «Клуб Регионов» Сергей Старовойтов считает: «Строительство моста даст населению республики необходимую транспортную доступность территорий, а руководству региона – уверенность и, я бы даже сказал, смелость в отстаивании и реализации других крупных проектов с федеральным участием. Что касается самого проекта, то, учитывая условия вечной мерзлоты, конечно, технически он очень непростой. В нашей стране по уникальности он сравним только с мостом на остров Русский во Владивостоке. И тем интереснее будет нам всем наблюдать за главной стройкой Якутии на ближайшие годы».
В 2022г. возведение Ленского моста вошло в план пятилетнего дорожного строительства, утвержденный правительством России, а также в Национальную программу развития Дальнего Востока. Выделение федеральных средств запланировано на 2025г., но, как считает Матвиенко, стройку необходимо начать раньше, сразу после получения положительного заключения государственной экспертизы. Сенаторы рекомендуют правительству РФ софинансировать строительство Ленского моста по госпрограмме «Развитие транспортной системы» и рассмотреть вопрос увеличения лимитов инфраструктурных бюджетных кредитов на 2023г. в случае принятия решения об их перераспределении.
По мнению генерального директора аналитического центра «Политген» Ярослава Игнатовского, Айсен Николаев сделал правильный шаг, выбрав в качестве поддержки Совет Федерации и его спикера, политического тяжеловеса Валентину Матвиенко. «Строительство моста через реку Лену – проект, который существует давно и пережил много согласований. Тем временем строительные материалы дорожают. При этом у нас есть расходы на присоединенные территории, и ситуация в экономике непростая. Мне кажется, этим объясняется желание Айсена Николаева заручиться в том числе поддержкой Валентины Ивановны. Она мощнейший лоббист, наверно, один из главных в стране. Николаев в этом смысле идет правильным путем», – отметил политолог Игнатовский.
Среди других транспортных инициатив главы Якутии, которые могут войти в постановление Совета Федерации, – применение нулевых ставок и тарифов ФКП «Аэропорты Севера» за наземное обслуживание легких воздушных судов. Это должно способствовать развитию малой авиации. Также было предложено закрепить на законодательном уровне понятие «сезонная автомобильная дорога». Обе рекомендации позволят повысить транспортную доступность приполярных территорий.
Особенно важной для арктических территорий является поддержанное предложение в сфере здравоохранения. В первом полугодии 2023г. на севере Якутии начнут работать мобильные бригады медиков. Проект, основанный на сочетании телемедицины и выездной работы врачей, позволит обеспечить круглогодичную всесезонную специализированную медицинскую помощь взрослым и детям.
«Что касается малой авиации и телемедицины, которую также обсуждали сейчас, то для всех арктических регионов это важнейшее направление, и другие губернаторы тоже обращаются за поддержкой к Матвиенко. Здесь все логично», – подчеркивает политолог Ярослав Игнатовский.
Осенью текущего года в Якутии запустили проект «Синергия Арктики», в рамках которого будет построено 7 тыс. км ВОЛС. Это позволит подключить к высокоскоростному интернету 86 населенных пунктов (49 из них находятся в Арктической зоне), в которых проживает более 70 тыс. человек.
Доктор экономических наук, исполнительный директор Центра социального развития российского Севера Вера Сморчкова поддерживает руководство республики в вопросе развития социальной сферы и инфраструктуры Арктики. Это будет мотивировать местных жителей стратегически важной для России территории не переезжать в другие регионы: «Присутствие наших народов на окраинах повышает безопасность страны в этом регионе, циркумполярном пространстве. Врачи и учителя там в идеале должны быть постоянно – понятно, что им нужно жилье и все остальное для комфортной жизни. И, конечно, когда мы обеспечим отдаленные поселки оптоволоконной связью, тогда можно будет использовать телемедицину, цифровизацию, консультировать на расстоянии и проводить осмотры. В то же время необходимо постоянное присутствие там хотя бы фельдшера, надо продолжать возрождать ФАПы. Все, что касается Севера, должны решать люди, которые хорошо знают эту жизнь. Если мы посмотрим на зарубежные арктические севера, то там уровень жизни повыше, и нам надо тоже к этому стремиться, делать комфортным проживание. Президент Путин говорил не раз: мы должны создать все условия, чтобы уровень жизни был не ниже, чем в центре России, и темпы должны быть опережающие».
В проект постановления о господдержке республики войдет и рекомендация о выделении из резервного фонда правительства РФ ассигнований на переселение граждан из аварийного жилищного фонда: председатель комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко напомнил, что в Якутии реализуется самая масштабная среди регионов России программа переселения из ветхих домов. По плану в 2022г. должны быть завершены 50% национального проекта.
Айсен Николаев обратил внимание на то, что улучшение качества жизни в республике, рост человеческого капитала становятся возможными благодаря федеральной поддержке, и пригласил Валентину Матвиенко приехать в 2023г. на открытие онкоклинического центра. «Обязательно приеду», – пообещала председатель Совета Федерации.

 Ссылка на публикацию: http://club-rf.ru/14/detail/6568

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить