Эксперты Форума «Открытые инновации» поделились с молодыми предпринимателями стратегиями развития успешного бизнеса

Масштабировать бизнес, вырастить из перспективного стартапа успешную международную компанию удается далеко не всем. Чтобы достичь успеха, необходимо создать востребованный и качественный продукт, правильно распределить роли в команде и точно определить объемы и сроки привлечения инвестиций. Варианты работающих стратегий эксперты предложили на панельной дискуссии «Жизнь после старта, или как масштабировать бизнес», которая прошла в рамках III Московского международного форума инновационного развития «Открытые инновации».

 

В мероприятии принимали участие Александр Альперн, Основатель, Генеральный директор, Webinar.ru; Питер Вестербака, Глава Rovio Entertaiment, Создатель Angry Birds; Наталья Касперская, Генеральный директор группы компаний InfoWatch; Филип Роуздейл, Предприниматель, Основатель проекта виртуального мира Second Life, Сооснователь High Fidelity Inc.; Сергей Рыжиков, Основатель и генеральный директор, Битрикс; Игорь Сугнач, Генеральный директор, FreshOffice. Модерировал дискуссию Михаил Хомич, Руководитель Ассоциации менторов Бизнес-школы СКОЛКОВО, Создатель бизнес-инкубатора МГУ. В качестве экспертов выступили Игорь Караваев, Вице-президент, Исполнительный директор кластера ядерных технологий Фонда «Сколково»; Наталья Радостева, Руководитель направления развития технологического предпринимательства, Майкрософт Рус; Алексей Соловьев, Управляющий партнер Prostor Capital; Эдуард Фияксель, Президент Ассоциации бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции», Руководитель Центра предпринимательства, Председатель Административного совета Национальной ассоциации бизнес-ангелов (NABA).

Участники дискуссии начали с обсуждения проблем и обстоятельств, которые могут помешать развитию бизнеса, и тех ошибок, которые совершают предприниматели при переходе от стартапа к стабильной работе на рынке. Выяснилось, что каких-либо общих рецептов в этой области не существует. Каждый стартапер проходит свой собственный путь, и застраховаться на все случаи жизни невозможно, поэтому главное – постоянно анализировать промахи и учиться на них.

Ошибки случаются, например, из-за неверной оценки собственных сил. «Мы совершили крупный просчет, когда начинали физические продажи своих продуктов», - вспоминает Питер Вестербака, Глава Rovio Entertaiment, Создатель Angry Birds. – «В ноябре прошлого года, под Рождество, мы открыли собственный онлайн магазин, который продал все, что у нас было, буквально за несколько дней. Потом нам стали поступать сердитые письма и звонки от клиентов, которые заказали подарки своим детям, но не смогли их получить. Быстро сделать большие объемы продукта было невозможно, и в итоге мы разбирались с рождественскими заказами до марта этого года».

Наталья Касперская отметила, что очень многое в бизнесе решает наличие или отсутствие удачи. При этом не так уж важно, запускает ли предприниматель первый в своей жизни стартап или уже является опытным бизнесменом. «Когда запускалась «Лаборатория Касперского», мы были неопытными и допускали ошибки на каждом шагу, но при этом нам во всем везло. В InfoWatch получилось наоборот, и прежний опыт мало чем мне помог, поскольку отработанные в первой компании методики совершенно не действовали во второй», - объяснила Наталья Касперская, Генеральный директор группы компаний InfoWatch.

Эксперты сошлись во мнении, что одной только удачи для масштабирования бизнеса будет мало. Главная задача стартапа – создать востребованный, конкурентоспособный продукт, правильно позиционировать его для клиентов и построить дальнейшую бизнес-модель таким образом, чтобы не слепо следовать за потребностями рынка, а опираться в первую очередь на свои компетенции.

«Не секрет, что успех бизнеса определяется людьми, которые его развивают. Предприниматели, запускающие стартапы, могут серьезно отличаться от бизнесменов, способных управлять процессами. Когда проект переходит от стадии создания продукта к стадии зарабатывания денег, когда команда растет и количество клиентов увеличивается, очень важно соблюсти баланс между новыми и старыми сотрудниками, сделать так, чтобы все понимали свои роли, команда не разрушалась и оставалась эффективной», - считает Михаил Хомич, Руководитель Ассоциации менторов Бизнес-школы СКОЛКОВО, Создатель бизнес-инкубатора МГУ.

Участникам дискуссии пришлось признать, что и в деле подбора команды готовых рецептов также не существует. Например, вопрос о том, нужно ли на определенной стадии развития бизнеса менять основателя компании на наемного генерального директора, так и остался открытым, эксперты не смогли прийти к единому мнению. В каждой конкретной ситуации нужно искать свои решения, исходя из того, насколько основатель компании способен расти и меняться вместе со своим бизнесом, способен ли он не только создавать драйв, но и управлять рутинными процессами, можно ли закрыть его слабые стороны, взяв в команду узких профессионалов.

Еще одной важной темой, вызвавшей бурное обсуждение участников дискуссии, стал вопрос о том, где брать деньги для роста. Стоит ли компаниям привлекать инвестиции, брать кредиты, искать гранты или лучше развивать бизнес на собственные средства? Какой объем инвестиций необходим масштабируемому стартапу и в какой именно момент их лучше всего «поднять»? В этой сфере тоже многое зависит от конкретной ситуации. Например, если проект работает на новом, еще не сформированном рынке, он вполне может обойтись собственными средствами, а там, где высока конкуренция, без привлечения денег успеха не добиться. Также не получится исключительно своими силами масштабировать сложные технологические проекты или стимулировать рынок, находящийся на самой ранней стадии развития.

Эксперты предупредили начинающих предпринимателей, что избыток средств приносит стартапу больше вреда, чем пользы. «Главное в бизнесе не деньги, а востребованность продукта, готовность клиентов его покупать. Если денег слишком много, они затмевают продукт, и это приводит к большим провалам. Инвестиции – это стимулятор роста, но к стимуляторам привыкаешь, и это развращает. Нужно уметь вовремя с него слезть», - предостерег Игорь Сугнач, Генеральный директор, FreshOffice.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить