Доходный дом в кирпичном стиле и особняк: два здания XIX века признаны выявленными объектами культурного наследи

.

Под охрану государства взяты доходный дом Барса на Трубной улице и особняк в Старомонетном переулке. Здания были построены в позапрошлом веке. Теперь по закону их нельзя сносить, а реставрацию или ремонт следует проводить под контролем Мосгорнаследия и только после того, как ведомство согласует все работы.

В центре столицы стало больше признанных памятников архитектуры. Статусы выявленных объектов культурного наследия получили два здания, построенных в XIX веке. Это доходный дом А.П. Барса (Трубная улица, дом 29, строение 1) и жилой дом 1887 года архитектора Н.Н. Васильева (Старомонетный переулок, дом 35, строение 2).

«Один из выявленных памятников — каменное четырехэтажное здание с подвалом, возведенное на Трубной улице по заказу владельца — губернского секретаря Барса. Его фасады оформлены в так называемом кирпичном стиле. Второй дом появился в Старомонетном переулке по заказу домовладельца Николая Дружинина, проект разработал известный архитектор Николай Васильев. Здание является образцом городского особняка с функцией доходного дома. Оба здания признаны выявленными объектами культурного наследия», — прокомментировал глава столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.

Теперь по закону их нельзя сносить или перестраивать, а реставрацию или ремонт следует проводить под контролем Мосгорнаследия и только после того, как ведомство согласует все работы.

Кирпичи вместо вычурной лепнины

Доходный дом губернского секретаря Антона Барса построили на красной линии Трубной улицы в 1891 году. Это значит, что его фасад был неотъемлемой частью ее облика на протяжении 130 лет. Дом возвели в популярном кирпичном стиле. Так условно называли одно из течений рациональной архитектуры конца XIX века. Его отличительной особенностью стал технический прием сохранять натуральный цвет и фактуру кирпичей. Мастера, работавшие в таком стиле, отказывались от использования штукатурки для фасадов зданий и лепного декора. Предположительно, архитектором был сын владельца — Петр Барс.

Четырехэтажный дом с подвалом имеет прямоугольную форму. Его единственный ризалит (выступающая часть) выполнен в виде четырехъярусной башни, увенчанной граненым шатром со шпилем. Внизу сделана арка. Сейчас она закрыта, но изначально была проездной. Сквозь нее во двор могли попадать повозки и экипажи. Декор дома, по мнению специалистов,

характерен для романо-готической архитектуры: стрельчатые оконные проемы и ниши, ряды арок, лопатки (плоские декоративные выступы на стенах), филенки (обрамления прямоугольной формы), ступенчатые консоли, кирпичные фризы, кованые накладные элементы и многое другое.

Дворовый фасад оформлен скромно. На кирпичных стенах можно увидеть декоративные проемы с арочными (или лучковыми) перемычками, подоконными филенками с поясами ромбов, двухцветные междуэтажный и венчающий карнизы с кронштейнами.

Все этажи дома одинаковые. На каждой лестничной площадке размещено по три квартиры с коридорно-анфиладной планировкой. В квартирах до сих пор частично сохранилась изначальная скромная отделка интерьеров: профилированные карнизы потолков, филенчатые двери, паркет. В жилых комнатах были установлены кирпичные утермарковские печи. До наших дней они сохранились лишь в нескольких квартирах.

После 1917 года в доходном доме Барса организовали коммуналки и открыли различные обслуживающие заведения. В 1990 году провели капитальный ремонт без изменения планировки и архитектурно-художественного оформления интерьеров.

Примечательно, что назначение здания не менялось. На протяжении всей его истории оно оставалось жилым. Сейчас отдельные квартиры перепланированы. Оконные и дверные рамы заменены на современные. Историческое архитектурное оформление главного фасада в прошлые годы было искажено в результате разборки ступенчатого щипца над боковым плоским ризалитом с проездной аркой. В основном же все оригинальные конструкции, планировки, элементы отделки здания сохранились.

Эклектика и фасад с семью осями

В 1887 году по заказу домовладельца Николая Дружинина на территории его владения в Старомонетном переулке был возведен каменный двухэтажный жилой дом с подвалом. Здание в стиле эклектики является образцом городского особняка второй половины XIX века с функцией доходного дома. Поблизости расположили каменные одноэтажные постройки служебного и хозяйственного назначения. Проекты всех зданий создал архитектор Николай Васильев.

Фасад особняка симметричен и по задумке архитектора состоит из семи осей. У здания два ризалита (выступающие части), которые венчают арочные фронтоны. В правом ризалите разместили отдельные для каждой из двух квартир парадные входы под общим ажурным зонтом на металлических колонках. Изначально квартира на первом этаже дома сдавалась внаем, а жилье на втором этаже занимал в то время сын домовладельца с семьей.

Среди украшений и оригинальных архитектурных деталей на фасаде можно увидеть подоконные фартуки и оконные проемы в виде ниш, филенки, арочные перемычки, лепные картуши с монограммами. Все это сохранилось

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить