
Целую неделю в северной столице России проходил на базе Санкт-Петербургского государственного университета Второй международный Петербургский исторический форум.
В рамках проекта «Реальная миграция» публикуем краткие тезисы доклада директора проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство», старшего преподавателя Института Истории и политики Московского педагогического государственного университета Московского Юрия Викторовича «Диаспоры и землячества в России: мифы, реальность, перспективы», который он сделал на Секции «Диаспороведение в России и странах ближнего зарубежья: история и перспективы» (модератор руководитель лаборатории истории диаспор и миграций исторического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова Солопова О.В.) Второго международного Петербургского исторического форума.
Московский Ю.В. также возглавляет Комиссию по вопросам миграции в Совете по делам национальностей при Правительстве Москвы, является членом Президиума Совета, экспертом лаборатории истории диаспор и миграций исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, директором проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство».
__________________________________________________________________________________
Второй международный Петербургский исторический форум
(Санкт-Петербургском государственном университет)
Секция «Диаспороведение в России и странах ближнего зарубежья: история и перспективы»,
(модератор руководитель лаборатории истории диаспор и миграций исторического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова
Солопова О.В.)
Краткие тезисы доклада
«Диаспоры и землячества в России: мифы, реальность, перспективы»
(25 тезисов)
Председатель Комиссии по миграционным вопросам, член Президиума Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство», старший преподаватель Института истории и политики Московского педагогического государственного университета Московский Юрий Викторович
10. Страны и регионы, откуда пребывают внешние и внутренние мигранты имеют весьма неоднородные структуры – национальные, территориальные, региональные, зачастую пережили и переживают конфликты и расколы по политическим и иным мотивам (Таджикистан, Киргизия, Украина, Молдавия, Грузия и т.д.) поэтому говорить о каких-либо единых сплоченных общих диаспоральных и земляческих организациях невозможно в принципе.
11. На развитие диаспоральных организаций значительное влияние оказывает внешний фактор, ситуация в странах прибытия и в российских регионах.
12. Российское гражданское общество, частью которых являются диаспоральные и земляческие объединения слабо по сравнению с государством, тем не менее, оно оказывает на него влияние и сотрудничать с ним необходимо.
13. Руководители общественных объединений представляют таким образом не «диаспоры» и регионы, а только свои организации, что, кстати, соответствует законодательству. Попытки искусственно создать из них «представителей» или даже изображать их – вредны для государственного строительства.
14. Общественные объединения имеют различную историю, влияние и весьма зависят от своих лидеров и «кураторов» (если таковые есть).
15. Нельзя говорить об устойчивости конкретных общественных объединений на протяжении всей их истории – они могут как ослабевать, так и усилиться в силу различных субъективных и объективных обстоятельств.
16. Тем не менее, общественные организации диаспорального, земляческого и культурологического характера оказывают значительное влияние на общий информационный, психологический и политический климат в стране и её регионах, недооценивать которое не стоит.
17. Нельзя впадать в крайности, как переоценивая роль диаспоральных и земляческих формальных и неформальных объединений, так и недооценивая их.
18. Не стоит пытаться перекладывать на общественные объединения функции государственного контроля и ответственность за своих участников, а также основную работу по адаптации и интеграции. Это противоречит как российскому законодательству, так и здравому смыслу.
19. Хотелось бы надеяться, что миграционное законодательство всё более будет избавляться от «раздвоенности» и межведомственной рассогласованности. В частности, ситуация, согласно которому, за два любых административных правонарушения (вне зависимости от их тяжести) иностранный гражданин выдворяется из России, будет пересмотрена. Всего со времени действия этого положения из страны было осуществлено не менее 3,5 миллиона выдворений, причем людей интегрированных и адаптированных, что нанесло колоссальный ущерб как экономике страны, так и её престижу. В результате российское руководство вынуждено было несколько раз проводить «миграционные амнистии».
20. В полной мере должно заработать положение об ускоренном приёме в российское гражданство «носителей русского языка», для чего допуск к экзамену не должен зависеть от имеющихся документов о территории происхождения предков соискателя.
21. По примеру многих стран, стоит ввести норму об ускоренном приеме в гражданство потомков проживавших на территории Российской Федерации в её конституционных границах. Сроки «ускорения» надо законодательно прописывать, чтоб это не оставалось декларацией.
22. Пребывающая в столицу молодежь в целом не склонна к занятию «общественной работой», нацелена не на сохранение своих обычаем и культур, а на вливание в московский социум, что нормально для урбанизации. Тем не менее, и среди них есть те, кто по своей натуре активен и может стать частью актива диаспоральных, национальных и земляческих организаций, постепенно заменяя прежний, выбывающий по естественным причинам руководящий состав.
23. Диаспоральные, национальные и земляческие общественные объединения будут в силу объективных причин усиливаться с помощью государственных структур, тем не менее реально не имея того влияния и сил, которые им будут пытаться приписывать опять таки в силу объективных обстоятельств.
24. Российское гражданское общество, частью которого являются диаспоральные, земляческие и национальные объединения становится всё более ответственным.
25. Государственная политика, направленная на контролируемое развитие гражданского общества, приносит свои плоды в виде стабильности и укрепления межнационального мира в Российской Федерации, что видно как из социологических опросов, так и статистических данных снижения уровня преступности и реального укрепления внутренней безопасности страны.
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON