«Дети Азии» как стимул для развития МСП: эксперт оценила выгоды бизнеса от проведения международных соревнований

«Дети Азии» как стимул для развития МСП: эксперт оценила выгоды бизнеса от проведения международных соревнований - фото 1VIII Международные игры «Дети Азии» станут самым масштабным за последнее время спортивным мероприятием на Дальнем Востоке России. Как стало известно на встрече Главы Якутии Айсена Николаева с президентом Международного комитета «Дети Азии» Владимиром Максимовым, участие в них подтвердили команды из 21 страны, а число участников в два раза превысит показатель последних игр, которые прошли во Владивостоке. О том, какой экономический эффект будут иметь соревнования для Якутии, Ленский клуб обсудил с членом Общественного совета при Министерстве по делам развития Дальнего Востока и Арктики, доктором экономических наук Юлией Зворыкиной

С момента вступления Айсена Николаева на второй срок в сентябре 2023 года им было издано 5 стратегических указов. Они посвящены борьбе с бедностью, развитию транспортной и энергетической инфраструктуры, малому бизнесу, Арктике и экологии. Почему указы Главы Якутии являются частью общей системой целей и задач развития республики, и что их связывает с федеральными стратегическими документами, Ленский клуб разбирался вместе с директором Центра исследований сферы инноваций Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Александром Степановым.

Практически сразу после повторного вступления в должность в сентябре 2023 года Глава Якутии подписал стратегический указ по борьбе с бедностью. В нем он определил, что ключевым критерием деятельности госорганов и муниципалитетов республики станет двукратное снижение к 2029 году числа жителей, испытывающих нужду. Следующие четыре документа вышли в свет в марте. Два из них – об экологическом благополучии и развитии Арктической зоны - были пролонгированы и дополнены. Еще два представлены впервые. В них руководитель региона указал набор мер, которые необходимо принять для развития транспортной доступности, сферы туризма и предпринимательства, а также увеличения энергетических мощностей. Решение издать именно эти указы Айсен Николаев объяснил так:

«Мы сейчас подошли уже подготовленные к реализации масштабных проектов, которых никогда в истории Якутии еще не было. <...> В связи с быстрым ростом экономики и появлением новых производств развитие энергетических мощностей не поспевает за ростом экономики». При этом, по его словам, неразвитость энергетической и транспортной инфраструктуры до сих пор остаются ограничителями экономического роста республики.

«У этих указов есть некий общий знаменатель, - считает Александр Степанов. - На мой взгляд, речь об инфраструктурной направленности этих мер. Очевидно, что фокус сосредоточен на выстраивании долгосрочной экономико-социальной стабильности в республике. Будет развиваться транспорт и энергетическая инфраструктура – будет и рост экономики, и новые рабочие места, и повышение доходов людей. А значит, удастся подойти и к решению важнейшей задачи снижения уровня бедности».

Глава Якутии подчеркивает, что весь процесс реализации стратегических указов, начиная от постановки задач и заканчивая контролем их исполнения, должен осуществляться с оглядкой на государственные цели, оглашенные Президентом в Послании Федеральному собранию. Как показывает анализ документов, значительная их часть, особенно тех, что касаются развития транспортной и энергетической сфер, направлена на реализацию федеральных инициатив: строительство Ленского моста, атомной станции малой мощности в Усть-Куйге, расширение порта Тикси и строительство глубоководного порта Найба. Кроме того, эксперты отмечают, что ряд пунктов стратегических указов определяют конкретные целевые показатели. Так, для развития туристической сферы объем номерного фонда гостиниц планируется увеличить до 4500 единиц, а в местном производстве нарастить выпуск снегоболотоходов до 300 единиц в год.

«Дублирование задач на региональном уровне позволяет продолжать реальную подготовительную работу с тем, чтобы, когда это будет необходимо, предъявить федеральному центру высокую степень готовности тех мероприятий, которые находятся в зоне ответственности республики.

Что касается детализации, она также вполне объяснима. Во-первых, «оцифровка» целей – это золотой стандарт проектно-целевого планирования. Во-вторых, указанные отрасли экономики республики в абсолютных цифрах пока не такие большие, и здесь вполне можно и даже нужно детально прописать конкретные целевые показатели».

Стоит заметить, что на развитие наиболее развитой в Якутии добывающей отрасли направлен указ о транспортной и энергетической инфраструктуре. Другими словами, рост промышленности должен быть обеспечен за счет увеличения объема выработки энергии для предприятий и создания условий для расширения экспорта продукции.

Такой подход, при котором основные усилия административного ресурса направляются в сферы, требующие наибольшей поддержки, характерен для Якутии.
Аналогичную практику региональные власти применяли в отношении Корпорации развития республики, которой запретили заниматься проектами добывающей отрасли, которая и так находилась на подъеме, и поручили сосредоточится на стартапах в сфере высоких технологий. Спустя несколько лет это позволило выйти региону в число самых креативных, а в 2022-м году возглавить этот список. Подобная тактика, как нам видится, направлена на диверсификацию экономики и сродни поведению рассудительного инвестора, который вкладывает средства не в одну отрасль, а несколько, для минимизации потерь. Хотя этот подход не дает взрывного роста, зато обеспечивает стабильное поступательное увеличение доходов без существенных рисков.

Не отрицая важности добывающего сектора, власти Якутии стремятся избавиться от образа «богатого ресурсами региона» и поднять на новый уровень человеческий капитал, роль которого на глобальном рынке становится все более существенной. К примеру, сразу в двух указах – о развитии транспортной инфраструктуры и Арктической зоны республики – содержатся планы по увеличению пассажиропотока. Так, к 2030 году глава республики поставил цели обновить парк наземного транспорта на 75%, ввести 55 единиц флота Ленского бассейна, а авиационную подвижность населения увеличить на 30% с темпами, опережающими средний по стране. При этом в отношении заполярных населенных пунктов предлагается охватить регулярными пассажирскими перевозками не менее 60% всех труднодоступных районов.

«Транспорт имеет важное значение для экономической эффективности, особенно для промышленного развития. Потенциальные экономические эффекты улучшения транспортной доступности мультиплицируются, когда речь идет о скоординированной политике одновременного совершенствования транспортной доступности и выстраивания кластера аналогичных или связанных предприятий. Инвестиции в транспорт серьезно влияют на функционирование рынков труда, производительность и конкурентоспособность бизнеса. Но не только. Они также могут влиять на окружающую среду, качество жизни и общую привлекательность городов», - говорит директор Центра исследований сферы инноваций Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.

Некоторые пункты повестки указов дополняют друг друга, создавая общую систему целей и задач. В документе о развитии энергетической инфраструктуре указана необходимость газификации к 2030 году не менее 45 поселений, прокладки и реконструкции 250 км магистральных и 750 внутрипоселковых газопроводов. В то же время в проекте развития местной промышленности предлагается ежегодно производить на территории республики не менее 500 газовых и твердотопливных котлов. В указе по развитию Арктической зоны прописана необходимость реализовать проект по строительству энергоэффективного жилья. В то же время в местном производстве планируется нарастить выпуск пиломатериалов в объеме до 200 тыс. куб. м. в год.

«Похоже, руководство республики ставит амбициозную задачу выхода на частичное самообеспечение по некоторым направлениям. Эти меры могут позитивно повлиять на малый и средний бизнес. Важно очень бережно относиться к нему. Мы уже говорили, что зачастую руководитель республики действует в ручном режиме, когда речь идет о крупных проектах. Вот хорошо бы, чтобы и для МСП были люди, которые работают на земле и знают потребности и проблемы этого слоя бизнеса. Здесь тоже важна преемственность и долгосрочный фокус, который, как мы знаем, руководство Якутии в принципе умеет настраивать», - заключает Александр Степанов.

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить