
По материалам VII международного форума «Экология».
Что же нового должно появиться в законодательстве в 2016 году? Во-первых, следует определить, кто будет иметь право именоваться региональными операторами по обращению с отходами, которые должны будут собирать и перевозить твердые коммунальные отходы (ТКО). Сейчас этим занимаются предприятия ЖКХ и специализированные транспортные компании. Пока непонятно, как именно перераспределятся полномочия между ними, чтобы организация могла получить право быть зарегистрированным в статусе оператора.
Во-вторых, с 1 января 2016 года согласно закону № 458-ФЗ расширены полномочия региональных органов власти в сфере регулирования обращения с отходами и введен новый порядок лицензирования в этой сфере. Соответственно должны расшириться надзорные полномочия Росприроднадзора.
В частности, ведомство может получить право не только выписывать штрафы, но и настаивать на изменении абонентской платы для предприятий, злостно нарушающих правила сброса сточных вод.
В-третьих, расширяются возможности для заключения концессионных соглашений в сфере обращения с отходами, что должно дать дополнительные гарантрии концессионерам при реализации проектов переработки отходов.
В-четвертых, должны появиться новые правила обращения с ТКО. Новые требования к сбору, транспортировке, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. Принципиально новое решение – включить в понятие ТКО мусор не только от домохозяйств, но и от предприятий.
Все это вместе взятое, по словам депутата Госдумы РФ М. Шингаркина, приведет к увеличению сборов с предприятий, связанных с отходами, в 3 раза.
Однако как было сказано на конференции, другие эксперты оценивают рост тарифов за твердый мусор и вредные выбросы в 2019 году гораздо больше – он может оказаться пятикратным. Кроме того, размер штрафов за нанесение вреда экологии предполагается увеличить в ряде случаев в 25 раз. В масштабах РФ речь идет о сотнях миллиардах рублей, на которые придется раскошелиться бизнесу.