
Председатель Комиссии ОП РФ по безопасности разъяснил свою позицию
Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Антон Цветков:
«Мы не являлись и не являемся инициаторами снижения возраста уголовной ответственности с 14 до 12 лет. Это предложение периодически выдвигалось различными экспертами и становилось темой для дискуссий. Я даже не помню, чтобы за последний год данная тема стояла на повестке или мы бы ее обсуждали.
Первоисточником недостоверной информации о якобы внесении нами такой инициативы стало сообщение с некорректным заголовком на сайте «Национальной службы новостей», появившееся после моего участия в пресс-конференции 27 марта совершенно на другую тему: «Авиадебоширы и зацеперы. Пять лет за хулиганство на транспорте». В заголовке было указано, что мы якобы внесли инициативу по снижению возраста уголовной ответственности. После этого мой помощник связался с редакцией НСН, они извинились и исправили ошибку.
Те журналисты, которые, заинтересовавшись данной новостью, позвонили мне и попросили прояснить свою позицию, получили ответ, что это недостоверная информация. Об этом в тот же день я сообщил на своей странице в Фейсбуке и выложил там для всех видео с пресс-конференции, где мы коснулись проблем подростковой преступности и я упомянул о том, что мы обсуждали предложение коллег о снижении возраста наступления уголовной ответственности – и не более того. Чувствуете разницу: «мы обсуждали предложения коллег» и «мы предложили»? К сожалению, ряд журналистов, не уточнив мою позицию и даже не обратив внимания, что в первоисточнике недостоверная информация изменена на объективную, опубликовали непроверенные материалы.
Уважаемые коллеги-журналисты! Я с огромным уважением отношусь к прессе, всегда открыт для СМИ и готов ответить на любые вопросы. Призываю вас при освещении тех или иных инициатив, исходящих от меня или других экспертов, для объективности уточнять позицию у первоисточника, чтобы доводить до читателей объективную информацию и не вводить их в заблуждение.
Данная ситуация очень схожа с аналогичной историей, с которой мы столкнулись летом прошлого года. Обсуждали с корреспондентом информационного агентства «Москва» вопросы совершенствования законодательства в отношении защиты прав женщин и необходимой обороны в случае изнасилования.
Я обозначил серьезную проблему, с которой сталкиваются жертвы насилия, когда причиняют телесные повреждения негодяю, напавшему на них, или даже убивают его. А потом их же, несмотря на то, что они являлись жертвами и имели, с моей точки зрения, полное право защищать себя и свою честь всеми возможными мерами и средствами, необоснованно привлекают к ответственности за превышение необходимой обороны. Все знают мою принципиальную и четкую позицию, что эту проблему необходимо решать как на законодательном, так и на правоприменительном уровне. Мое мнение: любой человек, и не только женщина, имеет право защищать себя от нападающего, и государство, закон должны быть на стороне потерпевшего.
А в итоге появился материал с заголовком, суть которого сводится к следующему: Цветков посоветовал женщинам не сопротивляться при изнасиловании, так как потом они сами могут оказаться на скамье подсудимых. То есть полное искажение смысла моих слов и несоответствие моей позиции!
При этом еще раз хочу отметить, что все, особенно представители СМИ, прекрасно знают, какое пристальное внимание мы всегда уделяем вопросам профилактики бытового и сексуального насилия в отношении женщин. В том числе мы являлись противниками декриминализации побоев в целом и бытового насилия в частности. Причем это не только проведение круглых столов, общественных слушаний и выступление с соответствующими инициативами, а и сугубо прикладная работа: действует горячая линия для женщин, столкнувшихся с бытовым и сексуальным насилием, им оказывается правовая и реабилитационная помощь, при необходимости – физическая защита, другая поддержка.
Вот только два дня назад отправили домой бедную девочку из одного региона, реабилитацией которой мы занимались в Московском кризисном центре после группового изнасилования, жертвой которого она стала. Подонки получили от 11 до 13 лет лишения свободы, а она осталась фактически наедине с глубокой моральной и психологической травмой. Или еще пример: неделю назад женщину спасли из рабства мафии попрошаек. И таких случаев давно больше сотни.
В итоге все журналисты, кто позвонил и спросил, получили от меня достоверную и объективную информацию. Кстати, звонили не только мне, но и другим экспертам в этой теме, и те прямо говорили, даже не уточняя у меня: «мы прекрасно знаем позицию Цветкова, и она принципиально другая». А некоторые взяли и, не проверив, перепечатали. И даже после того, как мы выложили аудиозапись разговора с корреспондентом, предоставленную агентством «Москва», и каждый желающий мог ознакомиться с полным содержанием беседы, в которой даже намека на эту чушь не было, продолжали писать необъективные материалы.
В заключение еще раз хочу поблагодарить всех объективных журналистов за освещение нашей деятельности. С вашей помощью нам удается добиваться решения многих проблемных вопросов. Но в то же время призываю корректнее относиться к источникам информации и читателям. Громкие и резонансные заголовки, возможно, и хорошо, но они не должны искажать смысл, так и до диффамации недалеко».