
В среду 29 ноября, в рамках бессрочного фестиваля "Шедевры немого кино", в Ботаническом саду МГУ "Аптекарский огород" пройдёт показ одного из лучших фильмов в мировой истории кино — камерной психологической драмы 1926 года "По закону" ("Трое") режиссёра Льва Кулешова, снятой по мотивам рассказа Джека Лондона "Неожиданное".
Как всегда киносеанс будет сопровождаться фортепианными импровизациями самого знаменитого тапёра России Филиппа Чельцова на рояле XIX века.
Во времена "золотой лихорадки" небольшая группа старателей на берегу Юкона нашла золотоносную жилу. Один из них пытается присвоить себе добытое и убивает двух товарищей. Двое оставшихся, супружеская пара Нильсенов, обезоруживают убийцу, но перед ними встаёт проблема: свершить правосудие самим или на свой страх и риск попытаться вернуться в лоно цивилизации и отдать преступника на общественный суд.
Начало — в 20.00. Место проведения — единственный в России Центр импровизационной музыки "Тапёрский клуб" в "Аптекарском огороде".
Билеты можно приобрести онлайн на www.hortus.ru и в кассе "Аптекарского огорода".
Попробовав свои силы в разных жанрах — от приключенческого и фантастического до комедийно-сатирического, Лев Кулешов решил создать камерную картину с минимальными затратами на производство и с небольшим количеством актеров. Рассказ Джека Лондона "Неожиданное", опубликованный в 1905 году, очень заинтересовал режиссера. Всего за сутки Кулешов написал черновой вариант сценария, а затем привлек к работе литературоведа Виктора Шкловского, у которого уже был небольшой опыт участия в создании кинокартин. Кулешов и Шкловский были уверены, что студия заинтересуется их проектом из-за дешевизны постановки: для съемок понадобится всего одна основная декорация, а после двух частей фильма по сюжету в живых остаются всего три героя. Однако этот минимализм сыграл с авторами будущей ленты злую шутку.
Студийное руководство не приняло сценарий, но после статьи в журнале "Советский экран", выступившего в поддержку кинематографистов, лента все же была запущена в производство. Бюджет фильма составил мизерную сумму, и, кроме того, режиссеру было поставлено жесткое условие — съемочный процесс должен занять не более двух месяцев. На все роли Кулешов взял учеников своей учебной мастерской при Госкиношколе, организованной им в 1919 году. В роли Эдит Нильсен режиссер снял свою супругу Александру Хохлову, актрису яркого эксцентрического дарования, за худобу получившую от операторов прозвище Бомбейская Чума.
Натура для съемок была найдена в Подмосковье, неподалеку от Царицынских прудов. Берег Москвы-реки и два одиноких дерева, стоящие у воды, на экране создавали полную иллюзию дикого северного Юкона. Здесь же, на берегу, поставили домик старателей, внутри которого снимали интерьерные эпизоды. Локация была выбрана настолько удачно, что американцы, бывавшие в тех местах, о которых говорится в рассказе Лондона, утверждали, что в фильме Кулешова Юкон больше похож на настоящий, чем Юкон, снятый кинохроникерами. Конечно же, в этом большая заслуга и известного фотографа Константина Кузнецова, который стал оператором фильма. Работа проходила в непростых условиях. Зимние сцены снимали в апреле, и чтобы создать на экране иллюзию суровой зимы, создатели картины прибегали к различным хитростям.
Из-за начавшегося половодья берег, где проходили съемки, в том числе и декорацию домика затопило. Актеры, режиссер, оператор и ассистенты практически целый день проводили по колено в воде, от которой не спасали даже высокие охотничьи сапоги. Между съемочными сменами одежда и обувь не успевали просохнуть, и для скорейшей просушки было придумано засыпать ботинки горячим овсом. Отсыревшая изоляция проводов от осветительных приборов пропускала электричество, и актеров частенько било током. Александра Хохлова позднее полушутя-полусерьезно признается, что электричество помогало ей лучше переживать.
После выхода на экраны фильм был неоднозначно встречен публикой и критиками, однако его авторов это не смутило — результатами своей работы они были полностью удовлетворены. Время расставило все на свои места, и блестящая работа съемочной группы была по достоинству оценена — картина признана не только лучшим произведением Льва Кулешова, но и одним из шедевров мирового кинематографа.
***
Главное направление деятельности "Тапёрского клуба" — музыкальное сопровождение шедевров немого кинематографа в реальном времени и возрождение тапёрского искусства в России.
В программе осенне-зимнего сезона 2017/18 — регулярные и специальные показы лучших российских и советских немых кинолент в сопровождении игры тапёра Филиппа Чельцова, комментарии киноведов, приглашённые музыканты, тематические циклы показов, мастер-классы по тапёрскому искусству, концерты импровизационной музыки всевозможных направлений и эпох и многое другое.
Директор "Аптекарского огорода" и автор идеи Алексей Ретеюм:
— Основная цель нашего "Тапёрского клуба" — возрождение искусства музыкальной импровизации с двумя важными, но исторически частично утраченными качествами: высоким художественным уровнем, не уступающим "обычной", записанной музыке, и стилистическим разнообразием, не ограничивающимся джазом и смежными жанрами.
Ключевое направление Центра — тапёрское искусство, то есть цельное и высокохудожественное живое музыкальное сопровождение шедевров немого кино.
Мероприятия будут проходить в камерной клубной атмосфере, благодаря которой и достигается необходимый для импровизационной музыки контакт исполнителей с публикой.
Благодаря мобильной сценической площадке, для получения самых интересных и ярких акустических эффектов мы сможем по-разному располагать инструменты и исполнителей. К примеру, рояль и пианино, поставленные по обоим краям зрительного зала для фортепианных дуэтов, позволят добиться практически недостижимого в обычном зале стереоэффекта — зрители буквально попадут "внутрь" музыки и смогут насладиться максимально глубоким погружением в музыкальную ткань.
Отдельно стоит отметить инструмент, который будет участвовать в кинопоказах и музыкальных вечерах – это коллекционный рояль конца XIX века. Аутентичный инструмент для сопровождения немого кино!
В основе кинопрограммы Центра — дореволюционное российское и советское немое кино: фильмы Е. Бауэра, Я. Протазанова, Л. Кулешова, Б. Барнета, Д. Вертова и т. д., а также шедевры мирового немого кинематографа. Особенность вечеров — стилистически достоверная уникальная высокохудожественная музыкальная составляющая, которая отсылает нас к лучшим образцам подлинного тапёрского искусства начала XX века.
В планах деятельности Центра — фестиваль-конкурс тапёров, мастер-классы по сопровождению немых фильмов, гастроли знаменитых таперов России и мира, а также разнообразные музыкальные и музыкально-театральные проекты, связанные с искусством эпохи немого кино (вечера салонной музыки, музыкальные ревю, музыкально-литературные программы).
Центр импровизационной музыки "Тапёрский клуб" расположен в здании главного входа в "Аптекарский огород" (проспект Мира, 26/1, минус 2 этаж).
--
https://www.facebook.com/aptekarsky.ogorod
http://instagram.com/hortus_ru/
https://vk.com/aptekarsky_ogorod
https://www.youtube.com/channel/UC6DzKYswTg9CTgz8PVUvhPQ
http://hortus.ru/