ЯКУТИЮ СОЖГЛО ПЛАМЕННОЕ СЕРДЦЕ И НЕКОМУ ТУШИТЬ

ЯКУТИЮ СОЖГЛО ПЛАМЕННОЕ СЕРДЦЕ И НЕКОМУ ТУШИТЬ - фото 1Герой былых литературных времён Данко был настолько пассионарен и преисполнен альтруизма, что вырвал своё пылавшее сердце из груди и подарил его людям. Дальнейшее (кроме вполне ожидаемой смерти героя) покрыто мраком, хотя потомком уже ясно, что это был дым от пожара. Локация может варьироваться, хотя один из ремейков такого подвига (только в кавычках) можно было наблюдать недавно, хотя и в отдалённых местах

Прошлогодние лесные пожары в Якутии поставили региональный рекорд, погубив миллионы гектаров леса, разрушив целые экосистемы, там заживо сгорели многочисленные животные, в том числе краснокнижные. Власти даже не могут определить точный ущерб, нанесённый стихией. И вот настал Новый год, а старые проблемы так не решены.

 

 

Лесных пожаров в Якутии 2022 года избежать не удастся. 5 января первый вице-премьер правительства Республики Саха (Якутия) Дмитрий Садовников на государственном совещании заслушал предложения муниципальных образований по вопросу предотвращения лесных пожаров в сезоне 2022 года.

 

О том, как сами участники совещания оценивают качество прозвучавших предложений, становится понятно после выхода релиза, опубликованного на официальной странице главы Якутии Айсена Николаева в Сети: «Власти Якутии продолжают разработку Комплексного плана обеспечения готовности сил и средств Якутской территориальной подсистемы РСЧС к пожароопасному сезону 2022 года. Документ направлен на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, возникающих вследствие лесных и других ландшафтных пожаров».

 

У экспертов вполне может сложиться мнение, что сутью совещания была имитация принятия эффективных решений на фоне неотвратимо надвигающейся угрозы, поскольку изменить ситуацию эти люди не могут ― только уповать на хорошую погоду. Возможно, как всегда, нет денег, а те, что есть, хочется потрать не на то, на что выделено. Впрочем, такие оценки совещания пока не прозвучали, хотя из этого вовсе не следует, что эксперты стали соучастниками будущего преступления. Тем более что и соответствующей статьи о лесных пожарах в УК РФ пока не существует.

 

Вернёмся назад. В сентябре 2021 года журналисты, чиновники и эксперты уже пытались подвести итог лесной катастрофы. О масштабах пожаров тогда говорил Айсен Николаев на заседании совета по благополучию и устойчивому развитию Якутии: «Площадь всех зарегистрированных с начала сезона пожаров превысила рекордный показатель за последние 10 лет, достигнув почти 8,5 миллиона гектаров. Каждое сгоревшее дерево невосполнимой утратой отозвалось глубокой болью в сердцах всех якутян».

 

Он также отметил, что из-за изменения климата угроза катаклизмов будет расти: «Многие из наблюдаемых изменений климата беспрецедентны за тысячи, если не сотни тысяч лет. Как предупреждает в своём последнем докладе Межправительственная группа экспертов ООН по изменению климата, дальнейшее потепление усилит таяние вечной мерзлоты, потерю снежного покрова и сокращения ледников в Арктике. Сложнейшая ситуация с лесными пожарами этого лета была вызвана небывало жаркой погодой, засухой, которой у нас не было в Республике с конца XIX века. За все лето осадки практически отсутствовали, тайга пересохла, загорелись болота и торфяник».

 

Альтернативное фатализму г-на Николаева мнение также прозвучало. Часть лесных пожаров, особенно в весенний период, возникает из-за неконтролируемых сельхозпалов, объявил глава лесного отдела «Гринпис России» Алексей Ярошенко. По его словам, в этот момент происходит выгорание молодых, преимущественно еще не сомкнувшихся лесов, которые гибнут при весенних палах сухой травы на заброшенных землях сельскохозяйственного назначения. Это не входит ни в какие данные дистанционного мониторинга, что добавляет к потерям по меньшей мере несколько миллионов гектаров, в основном в регионах юга Сибири и Дальнего Востока: «По закону эти молодняки даже лесами не считаются, поэтому их потери никто не учитывает, но на самом деле это тоже огромная проблема и для природы, и для социально-экономического развития сельских территорий».

 

Г-н Ярошенко пояснил, что большинство таких заброшенных земель уже никогда не вернутся в сельскохозяйственный оборот в силу низкой продуктивности, труднодоступности или отсутствия людей, которые могли бы их интенсивно обрабатывать; но они в большинстве случаев подходят для развития лесоводства: «Уничтожая молодые леса на таких землях, ландшафтные пожары убивают один из очень значимых ресурсов для будущего развития сельских территорий».

 

Примечательно, что на редком заседании Общественном совета при Рослесхозе, где также присутствовал Алексей Ярошенко (то случилось 3 июля 2020 года), тема лесных пожаров была полностью проигнорирована. И то верно ― ну чего гусей дразнить, лодку раскачивать и впереди паровоза бежать. Журнал «ЭкоГрад» не соизволили пустить на это экспертное прение, а на аргументы про необходимость подготовки к борьбе с лесными пожарами тамошние мэтры ответили фирменным молчанием.

 

Самого Алексея Ярошенко «ЭкоГраду» удалось перехватить на лестничной площадке, и в интервью он подтвердил необходимость комплексных мер по предотвращению лесных пожаров, но на самой экспертной тусовке г-н Ярошенко как-то забыл об этом упомянуть. Это, конечно, дело житейское, и всем понятно, что гранты ― не зло, а искушение. Тем более, что как мы уже упоминали, статьи в уголовном кодексе про непредотвращение лесных пожаров не существует, так что гуляй, рванина!

 

Обратимся к предварительным выводам (окончательные, видимо, последуют через год после события). В Википедии лесным пожарам 2021 года посвящена целая статья, где естественно, не названы их причины (экологи сломались под тяжестью грантов, несите новых, но где ж их взять?). Лесные пожары в Якутии начались примерно в мае 2021 года и стали, по оценкам, самыми крупными по площади в мире за год. Дым от них дошел до Урала, Хакасии, Ямала, Забайкальского края, Иркутской области, Югры, Сахалина и других субъектов Российской Федерации, а также до северо-востока Казахстана и самой Аляски. Работа множества аэропортов России, как и паромных переправ Якутии, была заторможена или парализована. Во многих населенных пунктах Якутии наблюдалось сильное загрязнение воздуха продуктами горения (так, 12 августа загрязнение воздуха в Якутске в 247 раз превысило рекомендуемые параметры ВОЗ).

 

По оценкам «Гринпис России», общая площадь лесных пожаров в Якутии составила 3,5 млн гектаров (что расходится в разы с данными Айсена Николаева — опять виной всему проклятые гранты?). С начала века большую площадь за период с 1 января по 20 июля огонь проходил только в 2020 году (3,9 млн гектаров – ещё одна цифра, логично вызывающая сомнение), однако экологи не исключают, что в 2022 году в республике возможен новый рекорд уничтожения объёмов леса.

ЯКУТИЮ СОЖГЛО ПЛАМЕННОЕ СЕРДЦЕ И НЕКОМУ ТУШИТЬ - фото 2Наш эксперт ― экс-министр экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), а ныне депутат республиканского парламента Сахамин АФАНАСЬЕВ ― отметил «ЭкоГраду», что поиск решения проблемы ещё не начинался, потому что ищут совсем не там (здесь стоит отметить, что, будучи министром, он прокламировал необходимость лесопитомников и научного сопровождения лесовосстановления, а также создание Лесопожарного центра Республики, специализирующегося на борьбе с лесными пожарами, имеющего свой воздушный флот и вездеходную технику::

― Вопрос не в погоде, хотя класс пожарной опасности в лесах — основной фактор. Проблема в другом. В республике 254 млн га земель Гослесфонда, из них планово и системно охраняется от пожаров всего 15%. На это как раз выделяется финансирование из федерального бюджета в виде субвенции, поэтому силы и средства рассчитываются и распределяются на охрану такого объёма. Эти 15 % охраняются и тушатся, тяжело, правда, в связи отдаленностью и отсутствием дорог.

85% земель лесного фонда отнесены к так называемым зонам контроля Информационной системы дистанционного мониторинга (спутниковый мониторинг), но они не охраняются, и работы по тушению там не ведутся, хотя как раз на этих землях идёт рост площади пожаров. В целях эффективности охраны лесов от пожаров надо поэтапно увеличивать финансирование, чтобы обслуживать в совокупности 40-50% земель лесного фонда. Напоминаю, что это федеральные полномочия, которые передаются региону, а регион планирует работу строго в пределах предусмотренной субвенции.

 

 

 

Иными словами, всё просто — нужно строить дороги, выделять средства, вести плановую работу. Но нет, деловая прагматика не для нас ― вместо этого будем презентовать горючее сердце Данко, чувственно говорить об острой боли переживаний, уповать на погоду, надевать мэтрам намордники молчания, имитировать разработку планов, а также скупать экологов пачками и применять иные наилучшие доступные технологии (НДТ) театральной поп-механики, чтобы изобразить скорбную мину при плохой игре. Потушат ли постановочные слёзы миллионы гектаров лесных пожаров, науке не известно, а вот играющие в молчанку за гранты through-экологи теперь будут молчать ещё и по спецзаказу. Мэтры, заседающие на властной подпитке в общественных структурах Рослесхоза, весьма довольны, поскольку ленивы и нелюбопытны. Они просто ещё не знают, что истина выходит наружу уже и по собственной воле, причём конь в этом процессе часто сбивает седока. А театр военных действий ― тоже представление (theatrummundi), которое легко вербует в нашем полыхающем Отечестве рекордное число поклонников…

 

Игорь БЕЛЫЙ, Владимир ХЛУДОВ

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить