
В ходе состоявшейся на днях пресс-конференции, посвященной «ЧасуЗемли», остались без внимания вопросы - о последствиях мирных ядерных взрывов в советский период на российской территории. И по ситуациив районах захоронения отходов атомно йпромышленности. Вопрос был задан в он-лайн-режиме, как значилось на Сайте этой пресс-конференции (см. https://ria.ru/20210322/chas-zemli-1602335587.html ).
«ЭкоГрад» постоянно уделяет внимание этим вопросам, ибо они касаются самой жизни. Один из примеров тому - наша недавняя публикация: https://ekogradmoscow.ru/novosti/novosti-nep/tri-khirosimy-polveka-tomu-nazad-23-marta-v-permskoj-oblasti .
Места проведения ядерных взрывов в мирных целях на территории СССР в 1965—1988 гг. обозначены черными кружками
Например, в серии таких взрывов - «Глобус-1» - произвели 19 сентября 1971 года в Кинешемском районе Ивановской области. Жителей близлежащей деревни Галкино (находится в 4 км от места взрыва) поставили перед фактом, что в этом месте с помощью подземного взрыва будут искать нефть. Людям предписали крест-накрест заклеить окна и в нужное время выйти на улицу. Заряд заложили в пробуренной еще летом скважине на глубине 610 метров, но ошиблись в расчетах. После взрыва раскаленные газы, вода, загрязненный песок и глина вырвались наружу.
Часть радиоактивной воды стекла в реку Шачу, впадающую, в свою очередь, в приток Волги Надогу.
Была предпринята попытка пробурить в упомянутом месте разведывательную скважину, в результате снова произошел выброс жидкости и газов. Скважину заглушили и поставили знак о запретной зоне в радиусе 450 метров. В 1977 году зараженный грунт сняли бульдозером и сбросили в амбары для буровой жидкости вместе с загрязненной одеждой и материалами. Между тем, в середине июня 2020 г. Российско-Германская экологическая коалиция потребовала остановить перемещение ядерных отходов из Германии в Россию. Обращение об этом в адрес властей РФ и Германии подписали 47 национальных, региональных и муниципальных общественных объединений России, Германии и Нидердландов . Под Обращением стоят также подписи региональных, муниципальных депутатов атомных регионов России, а также экспертов и граждан, живущих по пути следования железной дорогой опасного груза (около 2500 км) из порта Усть-Луга Ленинградской области в ЗАТО Новоуральск (Свердловской области).
По данным Олега Бодрова, председателя «Общественного совета южного берега Финского залива» (г. Сосновый Бор, Ленинградская область), 15 июня, 2020 года в 05:33 в очередной раз судно «Михаил Дудин» доставило очередные 600 тонн обедненного гексафторида урана (UF6). В рамках соответствующего контракта, до 2022 года из Германии в Россию может быть перемещено 12000 тонн UF6 - химически агрессивного радиоактивного материала.
Олаф Бандт, председатель Федерации защиты окружающей среды и охраны природы Германии (BUND): «Федеральное правительство стоит в сторонке, наблюдая как часть нерешенной проблемы с ядерными отходами тихо и тайно утилизируется в России. Немецкие ядерные отходы не должны утилизироваться в других странах и подвергать жизнь там опасности. Германия должна наконец завершить отказ от ядерной энергетики, но пока заводу по обогащению урана в Гронау и заводу по производству топливных элементов в Лингене разрешено работать, об этом не может быть и речи».
Матиас Эйкофф, Альянс действий земли Мюнстера против ядерных объектов: «Федеральное правительство позволяет Urenco и его акционерам RWE и E.ON вывозить ядерные отходы за границу: это очень рентабельно, но крайне безответственно - производители и спекулянты не несут никакой личной ответственности. Поэтому мы требуем от федерального правительства обязательного и полного замораживания экспорта урановых отходов и обогащенного урана из Гронау и топливных элементов из Лингена".
Олег Бодров,председатель «Общественного совета южного берега Финского залива» (сеть Декоматом): «Если у немецкой атомной промышленности нет экономически и социально-экологически приемлемой технологии переработки обедненного гексафторида урана, то это отходы. В соответствии с Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22 марта 1989 года, экономика Германии должна найти решение для безопасного хранения этих материалов на территории Германии. Экспорт в Россию обедненного гексафторида урана это экспорт проблемы, но не ее решение».
Андрей Талевлин, председатель «За Природу» - регионального общественного движения, координатор сети Декоматом г. Челябинск: «Россия необходимо подписать Орхусскую Конвенцию «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды», а также ратифицировать ЭСПО- конвенцию «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте». В этом случае можно будет обеспечить равные стандарты безопасности России со странами, бизнес которых пытается реализовать совместные атомные проекты на территории нашей страны».Николай Кузьмин, председатель Постоянной комиссии по экологии и природопользованию Законодательного Собрания Ленинградской области, г. Сосновый Бор, Ленинградской области:«Для обеспечения радиационной безопасности жителей Ленинградской области необходимо принять дополнительные региональные законодательные нормы, обеспечивающие реальное участие в принятии решений избранных депутатов и заинтересованной общественности».
Текст Открытого Обращения к властям Германии, России и директорату МАГАТЭ от 15 июня 2020 г. на русском языке - см. http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=9228