Высшая школа экономики подготовила экспертное мнение на проект федерального бюджета на ближайшие три года

Высшая школа экономики подготовила экспертное мнение на проект федерального бюджета на ближайшие три года - фото 1Высшая школа экономики подготовила экспертное мнение на проект федерального бюджета на ближайшие три года. Эксперты ВШЭ отмечают, что подготовленный правительством проект бюджета призван обеспечить переход от антикризисной экономической политики к политике устойчивого роста экономики и повышения благосостояния граждан. И в целом он решает указанную задачу.

В то же время, некоторые положения бюджета требуют доработки. В частности, речь идет об увеличении финансирования аспирантуры и дополнительного профессионального образования, а также росте расходов на исследования и разработки и поддержку инноваций.

Экспертное мнение НИУ ВШЭ на проект федерального бюджета на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов направлено в Правительство и Государственную Думу РФ. В документе отмечается, что проект бюджета призван обеспечить переход от антикризисной экономической политики к политике устойчивого роста экономики и повышения благосостояния граждан, и он в основном отвечает этой задаче, а предложенная концепция в целом заслуживает поддержки.

Эксперты университета позитивно оценивают тот факт, что бюджетная сбалансированность и устойчивость по-прежнему входят в число основных приоритетов правительства. Возврат с 2022 года к бюджетным правилам позволит защитить российский бюджет от колебаний мировой конъюнктуры, в том числе в условиях разворачивающихся процессов декарбонизации, которые в перспективе могут привести к значительному снижению спроса на углеводороды и сокращению нефтегазовых поступлений федерального бюджета.

Отмечается, что надежная сбалансированность доходов и расходов государства важна для обеспечения защиты российской экономики от внешних шоков, возможных катаклизмов, таких как пандемия коронавируса, санкций и других потенциальных препятствий для достижения национальных целей развития.

«Следует поддержать и предусмотренную в бюджете глубокую реструктуризацию государственных программ и национальных проектов, разделение проектных и процессных мероприятий, увеличение в структуре межбюджетных трансфертов доли субсидий региональным бюджетам на реализацию национальных проектов», - говорится в экспертном мнении ВШЭ.

Макроэкономический прогноз, на основе которого разработан проект бюджета, по мнению экспертов, реалистичен при условии энергичного осуществления назревших институциональных преобразований, в том числе существенного улучшения инвестиционного климата.

В то же время, отдельные положения законопроекта о федеральном бюджете требуют доработки на этапе его рассмотрения Госдумой. «Поддерживая соблюдение бюджетной сбалансированности, целесообразно изыскать внутренние резервы для увеличения наиболее приоритетных расходов, а именно межбюджетных трансфертов, финансирования социальной политики, расходов на образования, науку и здравоохранение», - подчеркивается в документе.

В частности, к числу настоятельно требующих решения следует отнести проблемы двух сегментов системы образования: аспирантуры и дополнительного профессионального образования. Отмечается, что на сегодня в России меньше аспирантов, чем в некоторых странах Европы с населением в 2-3 раза меньшим, чем в России. При этом эффективность этого уровня образования крайне низкая – около 10,5%. Основная причина этого состоит в отсутствии достаточной финансовой поддержки аспирантов для занятий исследовательской работой. По расчетам Института образования НИУ ВШЭ, обеспечение аспирантов грантами на исследования стоило бы 9,9 млрд руб. за четыре года (в перспективе четырехлетнего цикла подготовки). «Это не только повысило бы эффективность подготовки кадров высшей квалификации для науки и технологий, но и кратно увеличило бы научную продуктивность», - полагают эксперты ВШЭ.

Что касается ДПО, то Россия отстает от стран ОЭСР по охвату этим видом образования взрослого населения в два раза. В проекте бюджета в 2022 году расходы на ДПО выросли на 9% по сравнению с расходами, предусмотренными федеральным бюджетом на 2021 год. Однако доля расходов на дополнительное профессиональное образование в общих расходах на образование систематически снижается. В 2020 году на ДПО приходилось 2,17% суммарных расходов на образование, в 2021 г. 1,9%, а в проекте бюджета на 2022 г. заложено финансирование, составляющее 1,86% запланированного объема расходов на образование.

Между тем, создание большего количества эффективных программ ДПО и их всестороннее развитие «могло бы стать одним из ключевых драйверов развития современной экономики Российской Федерации», уверены эксперты Высшей школы экономики.

В документе указывается также, что тема науки и инноваций в проекте федерального бюджета на 2022-2024 гг. и повестке бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики России на этот период акцентирована в меньшей мере, чем прежде. С точки зрения специалистов НИУ ВШЭ, это заслуживает критической оценки с учетом уроков и глобальных последствий пандемии, одним из признанных рецептов преодоления которых является рост расходов на исследования и разработки и поддержка инноваций.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить