В рамках НРБ-2020 прошла вторая сессия Экологического форума

В рамках НРБ-2020 прошла вторая сессия Экологического форума - фото 130 сентября 2020 года в отеле «Ритц Карлтон» (Москва, ул. Тверская, д. 3) в рамках программы «Недель российского бизнеса 2020» РСПП провел вторую сессию Экологического форума.

В ходе сессии: «Климатические риски и возможности для экономики: взгляд государства и бизнеса» представители бизнеса и власти обсудили результаты социологического исследования отношения населения России к проблеме изменения климата; вызовы трансграничного углеродного регулирования; меры регуляторного характера по снижению выбросов парниковых газов в России и в мире; мероприятия по адаптации российской экономики и хозяйственной деятельности компаний к изменяющимся климатическим условиям.
С приветственным словом выступил Президент РСПП Александр Николаевич Шохин: «Бизнес внедряет новые энергоэффективные технологии, реализует проекты по сокращению воздействия на окружающую среду и увеличению поглощения парниковых газов. В результате реализации указанных мероприятий мы рассчитываем, что к 2030 году Россия останется абсолютным лидером в мире по сокращению выбросов парниковых газов».

В рамках НРБ-2020 прошла вторая сессия Экологического форума - фото 2
Также он отметил риски, возникающие при реализации Парижского соглашения по климату: «Одним из ключевых рисков для российских компаний в рамках климатической повестки является возможное введение в Евросоюзе трансграничного углеродного регулирования в отношении товаров, импортируемых на территорию Евросоюза. В середине следующего года должно быть принято трансграничное углеродное регулирование в ЕС в отношении углеродоемких импортируемых товаров. Есть разные оценки того, какие последствия будут для российского экспорта в Европу, есть оценки разных аналитических и консалтинговых структур - это где-то 2,8-3,6 млрд евро в год.
Для нас важно, чтобы трансграничное углеродное регулирование не оказалось инструментом недобросовестной конкуренции, есть основания полагать, что во многом это форма протекционизма для европейских компаний. В России основные эмитенты CO2 - крупные компании, входящие в РСПП. Они реализуют мероприятия, в том числе по собственной инициативе, по сокращению выбросов на сотни миллиардов рублей, а 80% нашей электроэнергии вырабатывается на электростанциях с низким удельным выбросом парниковых газов. РСПП ведет совместную работу и с правительством, и с Российской академией наук чтобы сформировать правильную оценку поглощения углекислого газа экосистемами нашей страны. Мы вправе рассчитывать на использование других подходов, которые позволят учесть роль природы России в поглощении СО2. Экологические активы нашей страны - в первую очередь, леса, - должны обеспечить нам возможность в рамках международного партнерства не допустить использование «зеленой сделки» ЕС и трансграничного регулирования выбросов углекислого газа для создания препятствий экспорту российских товаров в Европу».
С основным докладом сессии выступил первый заместитель председателя Комитета РСПП по экологии и природопользованию Игорь Евгеньевич Нечаев: «В России есть важнейшие климатические активы, для защиты своих социально-экономических интересов: с 1990 по 2018 годы Российская Федерация сократила выбросы углекислого газа на 48%, она обладает 20% мировых лесов, проект «Экология» реализует ряд мероприятий по снижению выбросов стоимостью в несколько сот миллиардов долларов. К 2030-му наша страна станет абсолютным лидером по минимизации выбросов парниковых газов. Этому благоприятствуют два фактора. Во-первых, 80% выбросов осуществляется на электростанциях с низкоуглеродными выбросами. Во-вторых, запущены многочисленные проекты по сокращению выбросов парниковых газов - это и лесоклиматические проекты (речь идёт и о первом полигоне по оценке поглощающей способности территории), и проекты утилизации свалочного газа, и закрытие мусорных полигонов, и утилизация шахтного метана, и увеличение энергоёмкости зданий».
Он также озвучил тот факт, что фискальные и ограничительные политики, к которым относится и трансграничное углеродное регулирования со стороны ЕС, несут для России определённые риски. Например, потенциальные финансовые потери российского экспорта оцениваются в €2−4 млрд в год. Очевидно, что предложенное Еврокомиссией регулирование носит протекционистский характер и вызвано необходимостью повышения конкурентоспособности европейских производителей и к углеродной повестке имеет отношение только своим названием. Заместитель председателя комитета РСПП по экологии и природопользованию считает такие шаги неприемлемыми и противоречащими статье 3 Рамочной конвенции по климату ООН (РКИК) и нормам ВТО. Он уверен в том, что Россия должна защищать свои права в международной торговле, переместив тему из области экологии в область торговых переговоров и торговых споров.
Для успешного реагирования на будущие вызовы было предложено вести учет выбросов и поглощений, сформировать нормативно-методические структурные условия, создать реестр углеродных единиц, систему оценки поглощений парниковых газов российскими лесами.
Также И.Е. Нечаев заявил, что РСПП поддерживает Минэкономразвития в формировании государственной климатической политики, в частности, участвуя в подготовке законопроекта по регулированию выбросов парниковых газов, так как только объединив усилия промышленности и органов власти, можно защитить национальные интересы России.
Председатель комитета по экологии и охране окружающей среды Государственной думы Владимир Владимирович Бурматов сообщил, что Госдума выступает за максимально взвешенный подход, в том числе и к климатической повестке. Он считает, что переживания российской стороны по поводу регулирования выбросов со стороны ЕС преждевременны, так как Россия является не самым крупным эмитентом парниковых газов, а лидеры в выбросах переживают по этому поводу меньше, чем наша страна. По его мнению, Россия показывает динамику в сокращении объемов выбросов парниковых газов. Поэтому необходимо зафиксировать это на международном уровне и признать, что Россия является государством донором, несправедливо дискриминированным в части лесного фонда. Всю климатическую проблему В.В. Бурматов разделил на четыре части:
- собственно, климатическая;
- экономическая;
- технологическая, связанная с модернизацией всех отраслей;
- геополитическая.
Парламентарий считает ратификацию Парижского соглашения шагом вперед, так как к моменту его ратификации у нас не было разработано альтернативного направления, и в то время нужно было избежать глобальной дискриминации России: «Это был вопрос репутации государства, так как весь мир зеленую тематику демонстрирует как основной тренд, и идти в другом тренде у нас не получится».
Завершая свое выступление, В.В. Бурматов подчеркнул: «Комитет Госдумы по экологии и охране окружающей среды, который обязательно будет участвовать в обсуждении углеродного налога ЕС, выступает за максимально взвешенную политику. Но Комитету хотелось бы иметь вариант стратегии долгосрочного развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов, а такая стратегия до сих пор отсутствует, в том числе отсутствует и окончательный вариант законопроекта о регулировании выбросов парниковых газов».

В рамках НРБ-2020 прошла вторая сессия Экологического форума - фото 3Затем на сессии выступили еще более десяти докладчиков.
В заключительном слове модератор сессии Константин Васильевич Симонов выразил удовольствие тем, что в предстоящем европейском трансуглеродном регулировании бизнес видит возможности, а не проблемы. Но при этом он отметил, что экология и климат должны оставаться важными целями повышения качества жизни, а не инструментом дискредитации одних экономик другими.
По итогам форума его резолюцией Правительству Российской Федерации было рекомендовано ускорить внесение в Госдуму проекта федерального закона «О государственном регулировании выбросов парниковых газов и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в редакции, подготовленной Минэкономразвития России и предусматривающей формирование комплексного подхода к вопросам отчетности регулируемых организаций и к реализации климатических проектов; обеспечить с участием заинтересованных представителей бизнес-сообщества формирование комплексных нормативно-правовых и инфраструктурных условий для реализации климатических проектов, использования их результатов, в том числе для снижения углеродного следа продукции и другое.

Сергей Козлов

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить