
Например, - железнодорожная станция Джульфа, что на границе Нахичеванской автономии Азербайджана с Ираном. Именно через Джульфу в конце XIX – начале XX вв. была проложена стальная магистраль из России в Иран – по маршруту Тбилиси – Ереван – Норашен – Нахичевань и далее через Джульфу (советскую и иранскую) на Тебриз, Казвин и Тегеран. Стратегическая роль Джульфы проявилась уже в годы Первой мировой войны, когда в российско-турецкое и ирано-турецкое приграничье перебрасывались крупные воинские соединения из России. Для предотвращения турецкого вторжения в Иран: из-за этого турки, разумеется, воздержались от вторжения.
В 1918-21 гг. многие десятки тысяч граждан бывшей Российской Империи, направляясь в Иран через Джульфу, спасались от гибели из-за гражданской войны в России и войны в Закавказье, равно как и десятки тысячи армян – от нового турецкого геноцида.
А в годы Великой Отечественной стратегическая роль Джульфы проявилась особенно значимо.
По воспоминаниям главы совнаркома Армянской ССР (1938-43 гг.) Арама Пирузяна, 3 июля 1941 г. в Москву срочно вызвали руководителей закавказских компартий – Григория Арутюнова, Мир-Джафара Багирова и Кандида Чарквиани. В беседе с ними Сталин подчеркнул: «Закавказье может со дня на день стать ареной боев, главная задача агрессоров – блокировать или захватить транзитный путь Иран – Азербайджан – Армения – Грузия. И одновременно захватить или парализовать нефтепромышленность Азербайджана… В Турцию и Иран быстро растут поставки германского оружия, там активно работают германские советники и агенты. Наблюдается концентрация турецких войск на границе с СССР, то же ожидается на наших границах с Ираном… Считаю, что Баку и Нахичеванский край надо удержать любой ценой».
Напомним, что Германия и Турция за 4 дня до нападения на СССР подписали в Анкаре договор «О дружбе». А по данным советского посольства в Иране и Совмина Нахичеванской АССР, направленным в наркоматы обороны и иностранных дел СССР (14 июля), на границе с СССР завершилась концентрация иранских войск: к тому времени их численность вблизи ирано-советского приграничья (в т. ч. на иранском побережье Каспия) возросла в полтора раза. Туда же прибывают новые партии вооружения и боеприпасов.
Тем временем, южная часть Закавказья уже в сентябре становится одним из основных коридоров для ленд-лизовских и гуманитарных грузов, поступающих в СССР. Кроме того, Турция с Ираном так и не решились вступить в войну против СССР и Великобритании - вследствие советско-британской военной операции «Согласие» в Иране (конец августа – середина сентября 1941 г.) в контексте упомянутого советско-иранского договора 1921 года. Таким образом, Иран де-факто стал участником антифашистской коалиции, что было закреплено договором о военном союзе СССР, Великобритании (и её доминионов) с Ираном, подписанным в Тегеране 29 января 1942 года.
Соответственно, через территорию этой страны и, частично, по коридору Ирак–британский Кувейт-Иран в СССР уже с конца сентября 1941 года начали регулярно поступать различные грузы, включая вооружение.
В конце августа 1941 г. принимается решение об организации в Джульфе крупной базы приёма грузов от союзников. По воспоминаниям первого секретаря Нахичеванского обкома КП (б) Азербайджана (в 1940-47 гг.) Ю.Н. Юсифова (1906-95 гг.), работа здесь велась быстро и слаженно в любое время, при тесном взаимодействии центральных, республиканских, местных и иранских властей. По данным Юсифова и по оценкам союзнических военных миссий в СССР, никаких сбоев в работе станции и товарной базы в Джульфе не было и в 1942 году, когда почти весь Северный Кавказ был оккупирован и почти все магистрали дороги оттуда в Закавказье оказались перерезаны.
Грузы прибывали сперва в северные порты Персидского залива (на юго-западе Ирана, в иракские Басра и Фао, британский Эль-Кувейт). Американские «Студебекеры» и другая техника собирались из машинокомплектов в иранских Хорремшехре, Бендершахпуре, Андимеште, в иракской Басре. Затем автомобили загружались боеприпасами, продовольствием, горюче-смазочными материалами, запчастями, другими товарами и своим ходом отправлялись через Ахваз – Андимешт – Тегеран – Тебриз в иранскую Джульфу. Оттуда автоколонны шли через Аракс на советскую Джульфу; поставки различных грузов по тому же маршруту осуществлялись и по железной дороге.
Лично Шахиншах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви и иранские власти оказывали всяческое содействие этим перевозкам.
Доля Джульфы в общем объеме ленд-лизовских и гуманитарных поставок в СССР — из стран-союзников по антифашистской коалиции и из ряда нейтральных стран через Ирак-Иран — превышала 40% за сентябрь 1941 – май 1945 г. А в целом, доля «Персидского коридора» в этих поставках составляла 35 %. Часть этих грузов через Иран доставлялась также в каспийские советские порты Ленкорань (Азербайджан), Красноводск (Туркмения), Гурьев (Казахстан); с 1944 г. — и в порты Астрахань, Махачкалу (РСФСР).
Руководитель Азербайджанской ССР в 1932-1953 гг. Мир-Джафар Багиров (1895-1956) отмечал: «Все транспортные артерии Закавказья и примыкающая к нему транзитная сеть Ирана в военный период продемонстрировали очень высокий уровень слаженной работы. Основные коридоры Иран — Джульфа – Ереван - Тбилиси – РСФСР, порт Батуми – Тбилиси – порт Баку, Ереван – Джульфа – Минджевань – Баку (она вдоль границы с Ираном. - Прим. ред.) и другие работали как часы. Это было стратегически важно не только для фронта, но также для тыла, особенно закавказского».