Рекомендации межведомственного совещания «Актуальные вопросы управления опасными отходами производства на региональном уровне» (проект)

Рекомендации межведомственного  совещания  «Актуальные  вопросы   управления  опасными  отходами  производства на  региональном  уровне» (проект) - фото 1г. Уфа     ВДНХ-ЭКСПО

        Правовые и социально–политические условия   развития   регионального рынка   обращения с опасными отходами:

         В настоящее время   отраслевой рынок находится в условиях     активной   фазы проведения   реформы управления   отходами   в России и регионах. При этом основное внимание законодательной и исполнительной власти в 2020 году   концентрировалось на   совершенствовании правового   регулирования,   устранения коллизий в законодательстве и оптимизации  управления   твердыми коммунальными отходами. В 2020 году в России начата   реализация   реформы управления отходами 1-2 классов опасности.

         В   отраслевом рынке республики   прошедший год отмечен     следующими положительными тенденциями:

         - усиление   роли   структурированного в СРО   предпринимательского сообщества в   развитии открытого, конкурентного и эффективного   рынка   отходов   производства и потребления;

         - повышение степени и эффективности   взаимодействия   СРО с   органами исполнительной   власти, надзорными органами федерального,   межрегионального   и регионального и местного уровней;

         - расширение   форм   содействия со стороны СРО в реформе   управления опасными   промотходами   федеральным органам   и   Минэкологии РБ.

       Из отрицательных тенденций следует   выделить следующее:

         -продолжение процесса коррумпирования и закрытости   экологически опасной деятельности большинства   коммерческих     малых предприятий, осуществляющих деятельность в сфере   обращения с   промышленными отходами, низкий уровень   контроля     надзорных   органов ( в .т.ч   правоохранительных) в этом сегменте   рынка,   отсутствие   конкуренции и   формальное проведения тендеров на   передачу отходов;

         -противодействие экологически ориентированному   предпринимательскому   сообществу со стороны   малочисленной «мусорной   мафии», реализуемой «теневые» экологически опасные проекты и поддерживаемой несколькими проплаченными чиновниками, блоггером и   псевдообщественным деятелем;

-резкое сокращение   инвестиций в   сферу обращения с   отходами и числа инвестиционных предложений;

         - кратное   возрастания   экологического     ущерба ( в первую очередь неучтенного) за счет роста   объема накопленных   опасных отходов,   снятия с баланса предприятий ОРО, отказов от   учета ОРО и непроведения рекультивационных мероприятий ;

-отсутствие   полного и достоверного учета   образования   опасных   производственных отходов (пример: отходы гальваники,   Автонормаль и Туймазинский АБВ);

         -стагнация   системы сбора и переработки   ртутьсодержащих ламп и приборов,   элементов питания ( для   сравнения   - Мегаполис- Ээкспресс. Вторком и предприятия Миасса)

         -отсутствие инвестиций в   объекты обращения с опасными отходами:

         -отсутствие   контроля ( в том числе со стороны правоохранительных органов)   за   основными   малыми предприятиями, принимающими   опасные отходы   на обезвреживание:   Авангард, Экотех, Ареал, Наптон2 и другие;

         -деформация рынка , полная закрытость и отсутствие   конкуренции на рынке обращения с опасными отходами, формальность     тендеров на оказания услуг по обращению с отходами, наличие коррупционных признаков в   такого рода    правоотношениях.

Из положительных тенденций в этой сфере       следует отметить   следующее:

         -подписание   19 августа 2020 г. Соглашения   между Правительством РБ и ФГУП ФЭО о взаимодействии в   обращении с отходами 1-2 классов опасности

         -включение   проекта   ликвидации   8 шламонакопителей Уфахимпрома в   нацпроект «Экология»

         -разработка   проекта     рекультивации   Михайловского   карьера   с опасными отходами в Мелеузовском районе

         - установление     надзора   прокуратуры за   сбором и обезвреживанием   медицинских отходов;

         -продвижение     вопроса     строительства   ПТК в Камбарке УР по отходам 1-2 классов опасности;

         -создание Экотехнопарка в Благовещенском районе РБ.

Заслушав и обсудив   доклады   и иные   выступления участники   совещания       рекомендуют      развивать региональный рынок   обращения с опасными   отходами   по следующим направлениям:

         - содействие предпринимательского   сообщества (СРО) и   общественных организаций органам власти, надзорным органам ОМСУ в развитии законодательства   в реформе управления отходами производства, в привлечению инвестиций в данную отрасль экономики;

         -совершенствование   правовых   механизмов (ст. 17 ФЗ «Об охране окружающей среды) в оказании государственной   поддержки   экологически эффективным проектам в данной сфере

         -координация   со стороны   Минэкологии РБ    развития рынка   обращения с промотходами, содействие повышению   его   открытости, инновационности, конкурентности и эффективности;

         -профилактика     коррупции, бездействия и злоупотреблений   в сфере правоотношений, регулирующих   обращение с отходами;

         -проведение   активного общественного    экологического контроля в сфере   управления опасными   отходами.(включая   медицинские);

         -обеспечение открытости , законности и доступности тендеров на оказание   услуг по обезвреживанию   нефтешламовых и буровых отходов на предприятиях   ПАО АНК Башнефть   и других нефтегазодобывающих и нефтеперерабатывающих предприятиях   региона

         -внедрение принципов   саморегулирования   в отрасли управления промотходами, содействие   стимулированию   предприятий-отходообразователей в заключении договоров с членами СРО, в применении действующих правовых норм о дополнительных гарантиях ответственности   СРО за   выполнение   договорных обязательств   своих членов;

         -повышение уровня правовой и специальной подготовки в сфере управления отходами   персонала   предприятий –отходообразователей;

         -противодействие   нарушениям   антимонопольного законодательства в   данной сфере;

         -формирование     открытой системы   достоверного учета   образования и дальнейшего движения   опасных отходов до окончания их жизненного цикла, содействий   ФГУП ФЭО в данном вопросе;

         -разработка, утверждение и реализация Плана мероприятий в Соглашению   Правительства РБ и ФГУП «Федеральный экологический оператор» от 19 августа 2020 года, с включением в план     организации   Экотехнопарка   в ТОСЭР Благовещенского района, проекта   санации территории Уфахимпрома,   проведение   работ по отработке     эффективности микробиологического препарата «КлинСойл» («CleanSoil») на очистке   почв и грунтовых вод   на Уфахимпроме.

         -взаимодействие со   СМИ     и общественными   организациями в проведении реформы   управления опасными промышленными отходами на региональном уровне.

Проект разработан А.К. Веселовым.

Корректировка, замечания и предложения   принимаются   на адрес envlaw@mail.ru

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить