Проблемы с трансграничными водными ресурсами РФ и Казахстана: что же будет с казахстанским Байкалом, с российским Иртышом?

Проблемы с трансграничными водными ресурсами РФ и Казахстана: что же будет с казахстанским Байкалом, с российским Иртышом? - фото 1По данным   минприроды Казахстана и портала «ОмскИнформ» (РФ), из-за растущего забора воды верхнего Иртыша («Черного Иртыша») в китайском приграничье с Восточно-Казахстанской областью, уникальный резервуар пресной воды — озеро Зайсан, расположенное в казахстанском секторе верхнего Иртыша вблизи границы с КНР — заиливается и к середине 2021 г.почти  разделилось на две части. 

 Соответственно, сокращается площадь водного зеркала Зайсана, как и сокращаются в этом озере ресурсы ценнейших видов рыб, в том  числе осетровых.  Как следствие, происходят негативные изменения климата в примыкающем районе.  

  Напомним, что   длина побережья Зайсана - 105 км,  ширина — 22-48 км, максимальная глубина — 20 м. «Казахстанский Байкал», по  данным ЮНЕСКО,  является одним из древнейших озёр на планете: его возраст — не  меньше  60 млн. лет  (см. «Procedia Environmental Sciences», USA, volume 10, раrt B, 2011 ).
Проблемы с трансграничными водными ресурсами РФ и Казахстана: что же будет с казахстанским Байкалом, с российским Иртышом? - фото 2
    Но  казахстанская  сторона по-прежнему не  инициирует  включение Зайсана в реестр объектов  всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Видимо, потому, чтобы не возникало  конфликтов с КНР в  связи китайскими иртышскими  проектами. Очевидно, что такой подход Нур-Султана тоже облегчает их реализацию.      
  Впрочем, ситуация с Зайсаном  — это иллюстрация схожей  ситуации с Иртышским, Уральским бассейнами.  Так, КНР к настоящему  времени забирает около трети объема общего стока Иртыша. Ввиду изменения в Китае русла «Черного Иртыша» в  конце 1990-х и создания к началу 2020-х   сети  мелиоративных и коммунальных водоотводов с верхнего Иртыша  в обширный   Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР, граничащий с Казахстаном.  Хотя доля КНР в общей протяженности Иртыша — не более 10%. Причем эти проекты не  согласовываются ни с Казахстаном, ни с РФ (подробнее  см. https://www.ritmeurasia.org/news--2021-11-23--kto-vinovat-v-problemah-transgranichnyh-rek-rossii-i-kazahstana-i-chto-delat-57492 ). В итоге, к  середине 2021 г. сток Иртыша сократился почти на  25%, параметры качества иртышской  воды не соответствуют нормативам  почти на половине его общей протяженности о истока — в т.ч., почти на трети  его течения в РФ.
  Кстати, аналогичные  проекты КНР на сопредельной с Казахстаном реке  Или —  основной водоподпитывающей артерии восточноказахстанского озера Балхаш — тоже  не согласовываются с Казахстаном. В результате, экологическое  состояние Балхаша и  казахстанского (т.е. среднего и нижнего)  течения Или и Балхаша  ухудшается с  каждым годом. Но  казахстанская  сторона предпочитает лишь  фиксировать эти тенденции  (подробнее  см. https://vpoanalytics.com/2021/11/18/kazahstan-meleyushhij-balhash-zalozhnik-kitajskih-proektov/ ). 
   Заметим, в этой  связи, что  действует международная «Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озёр» (1992 г., вступила в силу с 1996 г.), действуют также  соглашения между РФ и КНР «О рациональном использовании и охране трансграничных вод» (2008 г. ), между  РФ и Казахстаном «О совместном использовании и охране трансграничных водных объектов» (2010 г.). Но трехстороннего  соглашения по этим вопросам нет  поныне. Ещё характерно и то, что  упоминания означенной Конвенции приводятся в текстах «водных» соглашений РФ с Эстонией, Белоруссией, Казахстаном, Азербайджаном, Латвией, Литвой, Финляндией, Монголией, Украиной, Норвегией и Абхазией.  Ибо  КНР  не ратифицировала данную Конвенцию. Потому нет упоминания этого документа и в  казахстано-китайском соглашении по трансграничным водам (2001 г.)
     По  известным геополитическим причинам, Москва и Нур-Султан не настаивают на подписании трехстороннего соглашения, т.е. с  участием КНР,  по данным  вопросам.  Впрочем, и  сама  упомянутая Конвенция  не содержит надлежащих мер за нарушение её  положений  странами-подписантами.  Следствием  же этих факторов, в их совокупности, является ухудшение экологической  ситуации, повторим,  и  в  российской  части  Иртыша. *
  По данным  казахстанского  аналитического портала «Platon–Asia» (сентябрь 2020 г.),  если Китай будет, при попустительстве со стороны Москвы и Нур-Султана,  наращивать хотя бы на на 10%  ежегодный водозабор из Иртыша, то к 2030 году его водонаполняемость уменьшится на 8 куб. км, к 2040 году – на 10 куб. км, к 2050 году – на 11,4 куб. км. Что приведет к дальнейшему снижению выработки электроэнергии на российских и казахстанских ГЭС на Иртыше и к высыханию озера Зайсан.  Причем русло реки вплоть до Омска  включительно наверняка  станет цепью болот и стоячих вод. С очевидными последствиями для  биосферы в примыкающем регионе. 
   Схожие оценки у «Агентства  Волжской  экологической  информации» (Астрахань, март 2021 г.). То есть, если упомянутые тенденции продолжатся, озеро Зайсан со временем повторит судьбу Арала: это обмеление и гибель экосистем. А Иртыш  потеряет до 50% своей  водности. Соответственно,  усугубятся проблемы водоснабженияУсть-Каменногорска, Павлодара, Семея (Казахстан), Омска, Тобольска (РФ). 
    АНО «Экологическое  сельскохозяйственное объединение БЕЛОВОДЬЕ» (г. Омск)   еще в 2020-м  направило обращения в правительство и парламент Казахстана, а также в посольства КНР в Москве и Нур-Султане с просьбой разъяснить ситуацию с иртышскими проектами в Китае и с перспективой  трехстороннего  соглашения по Иртышу. Но ответы до сих пор не  получены
    В этой  связи, характерна также информация Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии государств Центральной Азии (МКВК): « К настоящему времени по Черному Иртышу из Китая в Казахстан поступает около 5 км3/год, тогда как в конце 1989 г. поступало 7.8 км3 /год. А, согласно экспертным оценкам, за последние 30 лет сток Иртыша уменьшился в 3 раза. 

С одной стороны, можно говорить о прогрессе в развитии двусторонних отношений в сфере ТВР между Казахстаном и КНР. Так, в результате совместной работы подписано Соглашение между Правительствами Казахстана и Китая «О сотрудничестве в сфере использования и охраны трансграничных рек» (12.09.2001 г., Астана).

Во исполнение Соглашения 2001 г. создана казахстанско-китайская Совместная Комиссия (СК) по использованию и охране ТВР, которая способствовала подписанию следующих соглашений:

- между Министерством сельского хозяйства (МСХ) Казахстана и Министерством водного хозяйства (МВХ) Китая «Об экстренном уведомлении сторон о стихийных бедствиях на трансграничных реках» (4 июля 2005 г., Астана);

- между МСХ Казахстана и МВХ Китая «О развитии научно-исследовательского сотрудничества на трансграничных реках» (20 декабря 2006 г., Пекин);

- между Министерством охраны окружающей среды Казахстана и МВХ Китая «О взаимном обмене гидрологической и гидрохимической информацией (данными) пограничных гидропостов основных трансграничных рек» (20 декабря 2006 г., Пекин)».

 Но  вопросы контроля качества вод, предупреждения их загрязнения рек, а также принципа вододеления «становятся камнем преткновения при ведении переговоров, как и рассмотрение вопроса о вовлечении России в переговорный процесс по Иртышу. Китай избегает вопросов развития трехстороннего (Китай-Казахстан-Россия) сотрудничества в области использования и охраны водных ресурсов бассейна реки Иртыш.

Эксперты МКВК полагают, Китай идет на уступки по второстепенным вопросам, затягивает решение принципиальных проблем, а именно – трехстороннего вододеления и контроля качества вод».

*  ТАСС, 26 августа  2021 г.: «Уровень воды в реке Иртыш из-за повышенного водозабора в Китае и Казахстане снизился в границах Омска до 67 метров по Балтийской системе высот, что является критической отметкой для обеспечения города водой». Об этом заявил министр строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области Антон Заев в ходе встречи  в Омске с вице-премьером РФ Викторией Абрамченко. В  свою очередь, губернатор  области Александр Бурков отметил, что «в ближайшие десять лет Казахстан и Китай будут только наращивать потребление воды».  А.Бурков добавил, что «власти Омской области не получают от Казахстана никакой информации о том, какие объемы воды будут сбрасываться на казахстанских водохранилищах на Иртыше и каким будет уровень воды в реке в границах Сибирского региона».
Проблемы с трансграничными водными ресурсами РФ и Казахстана: что же будет с казахстанским Байкалом, с российским Иртышом? - фото 3 
— бассейн Иртыша
Проблемы с трансграничными водными ресурсами РФ и Казахстана: что же будет с казахстанским Байкалом, с российским Иртышом? - фото 4 
— бассейн озера Зайсан
Проблемы с трансграничными водными ресурсами РФ и Казахстана: что же будет с казахстанским Байкалом, с российским Иртышом? - фото 5     — предгорная  часть оз. Зайсан

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить