В ОП РФ рассмотрели механизмы взаимодействия бизнеса, власти и общества. 5 октября в Общественной палате РФ состоялся круглый стол «Как сократить объемы неперерабатываемых отходов: диалог общества, участников рынка и власти».
С приветственным словом к участникам обратилась модератор дискуссии Елена Шаройкина, председатель Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды: «Я бы расширила тему нашего заседания: речь не только об уменьшении образования неперерабатываемых отходов, но и о том, как сократить количество ненужной упаковки, которая стремительно заполняет свалки. Каждый, приходя в магазин или заказывая доставку продуктов или товаров на дом, видит чрезмерные объемы упаковки. В результате, употребив всего 100 граммов продукции, мы оставляем после себя почти столько же упаковки. Но так ли она необходима? Наверняка об этом задумываются потребители, но как на это смотрят производители и представители ретейла?»
Глава Комиссии ОП РФ напомнила о проводимой в стране с 2019 года реформе обращения с твердыми коммунальными отходами. По ее мнению, несмотря на то что глобальных сдвигов и результатов не произошло, очевидно, что Россия встает на правильный путь, но получить мгновенный эффект не так просто. Рассматривая успешный зарубежный опыт, Елена Шаройкина отметила, что, например, Европа достигла высоких показателей по сокращению отходов и переработке вторсырья спустя более 30 лет внедрения раздельного сбора отходов.
Председатель профильной комиссии также подчеркнула, что задача ОП РФ — обеспечить открытый диалог между всеми участниками процесса.
«Важно, чтобы органы власти и представители бизнеса взаимодействовали друг с другом, но сегодняшнюю дискуссию предлагаю начать с позиции третьего сектора и послушать мнение общественных организаций, вовлеченных в эту сферу», — сказала Елена Шаройкина.
Татьяна Нагорская, председатель правления ассоциации «РазДельный сбор», член Координационного совета по экологическому благополучию при ОП РФ, рассказала про инструменты системного решения проблемы отходов: «В первую очередь необходимо предотвращать образование отходов. Следующий шаг — повторное использование. И лишь на третьем месте стоит раздельный сбор и переработка. Производители упаковки стоят на первой ступени — они могут выбрать, в чем именно доставить товар потребителю (одноразовой или многоразовой таре). Подчеркну, что основная ответственность лежит именно на производителях продукции и упаковки. Они могут выбрать путь безотходного производства, и данное положение закреплено в законе "Об отходах производства и потребления". Производитель находится в начале цепочки и может об этом позаботиться».
Эксперт отметила, что внедрение расширенной ответственности производителя (РОП) за непроизводство и утилизацию упаковки создаст экономический эффект. Компаниям будет невыгодно тратить большие ресурсы на раздельный сбор отходов, их очищение и переработку, и тогда они выберут максимально эффективное решение для сокращения отходов.
«Региональные операторы блокируют внедрение раздельного накопления отходов (РНО) частными компаниями, вытесняя малый и средний заготовительный бизнес. Необходимо менять морфологию отходов, передавать всю ответственность за отходы от использования товаров (ОИТ) производителям, а не регоператорам. Для жителей это станет бесплатным, а финансирование должно быть организовано в рамках РОП», — сказала эксперт.
Председатель правления движения «ЭКА», ответственный секретарь профильного Координационного совета при ОП РФ Татьяна Честина рассказала об участии общественности в сокращении количества неперерабатываемых отходов и основных тенденциях в этой сфере: «С одной стороны, потребители становятся более экологически осознанными, а с другой — растут их ожидания по поводу экологической ответственности власти и бизнеса. Мы видим растущий спрос общества к государству и бизнесу, чтобы бороться с причиной, а не со следствием: экологичность упаковки становится фактором, влияющим на покупательский выбор не только товаров, но даже магазинов».
Она также отметила важность экологического просвещения массового потребителя и ответственность власти и бизнеса в этой сфере: «Общество ждет более амбициозных мер от бизнеса и государства. Очень хочется призвать бизнес к эффективной коммуникации с потребителем: чтобы и просвещать потребителя, и обеспечить ему выбор в сторону большей экологичности. Со стороны государства, нам очень сильно не хватает государственной стратегии ответственного потребления, хотя бы на уровне экологического просвещения».
Представители бизнеса отметили, что в вопросе сокращения объемов неперерабатываемых отходов ключевую роль должна сыграть саморегуляция рынка. Так, руководитель проектов Х5 Group по регулированию в сфере экологии Вадим Корсун представил опыт компании по разработке «Детальных рекомендаций для поставщиков по устойчивой упаковке», которые определяют подходы к экологичности упаковки для 13 категорий продуктов и в соответствии с ними классифицируют поставщиков. С помощью этого документа в компании рассчитывают создать дорожную карту для масштабного перехода поставщиков на более экологичные виды упаковки, а также обеспечить поддержку добросовестным поставщикам, которые организуют свою деятельность в соответствии с рекомендациями.
Отдельно Вадим Корсун отметил необходимость использования на рынке единых подходов к упаковке продукции: «Рынок созрел к тому, чтобы мы в ближайший момент перешли к единому отраслевому стандарту по экоупаковке. Мы просто обязаны создать единые правила игры, внутри которых все договорятся, что есть экологичная упаковка и когда мы к ней придем».
Исполнительный директор ассоциации «РусПЭК — промышленность за экологию» Любовь Меланевская поделилась своим видением главных проблем сферы: «Сегодня из всего объёма отходов у нас перерабатывается не более 5-7 процентов. При этом, по оценке ППК «РЭО», мы можем перерабатывать гораздо больше — более половины, столько мощностей есть в стране. Почему же так мало сегодня перерабатывается? Причин много — и законодательство, и инертность населения и т.д. Но хочется подчеркнуть две ключевые. Первая — в качестве упаковки используется огромное количество неперерабатываемых материалов, которые даже если их извлечь — переработать невозможно. И вторая — отсутствие раздельного накопления отходов в его масштабном проявлении, что не позволяет извлечь из общего потока мусора те отходы, которые могут быть переработаны и снова возвращены в хозяйственный оборот».
Елена Шаройкина выразила обеспокоенность ситуацией загрязнения планеты пластиковым мусором и острую необходимость решать эту проблему немедленно. Она рассказала, что получила 1,5 миллиона подписей людей со всего мира за сохранение чистоты Мирового океана, и в частности Антарктики: «Только представьте: к 2050 году объем пластика в Мировом океане, который занимает 70 процентов площади Земли, превысит удельный вес всех его рыбных ресурсов. Международные организации и эксперты бьют тревогу. Поэтому сегодняшний разговор у нас далеко не праздный. Мы даже не будущие поколения спасаем, не у всех природоохранная эмпатия и экологическое самосознание так далеко распространяется, мы спасаем сами себя — наш век уже под угрозой».
Дмитрий Нестеров, эксперт проекта «Ноль отходов» Гринпис России, напомнил про решение Правительства РФ по запрету 28 видов пластиковой упаковки и предложил разобраться в ложных альтернативах одноразовому пластику.
«Замена одного одноразового материала на другой не сокращает загрязнение окружающей среды и темпы расхода первичных ресурсов. Так, переход на бумажную упаковку вреден тем, что на ее производство тратится больше ресурсов и выбросы в атмосферу больше, чем при производстве даже одноразового пластика. Мы согласны на частичный переход на бумагу, только если она будет изготавливаться из вторсырья. Проблема внедрения биополимеров заключается в отсутствии стандартов и маркировки таких материалов в России. Стандартизация как для пластика из нефтепродуктов, так и для биоразлагаемых полимеров — важный шаг к сокращению отходов. Мы считаем, что подготовленный перечень из 28 позиций должен быть открытым, чтобы была возможность его дополнять. Для сокращения полигонного захоронения необходимо уходить от одноразовой неперерабатываемой упаковки к системе многооборотной тары, для этого необходимо внедрение залоговой стоимости тары — такие меры позволят нам развивать экономику замкнутого цикла», — отметил Дмитрий Нестеров.
Руководитель департамента вторичных материальных ресурсов ППК «Российский экологический оператор» (РЭО) Андрей Рудаков рассказал, что перечень был подготовлен на основе проведенного анализа и диалога с переработчиками упаковки. Эксперт заявил, что поддерживает идею перехода на многоразовую упаковку, но для этого необходимо поэтапное движение.
Подводя итоги встречи, Елена Шаройкина отметила необходимость организации дополнительного мероприятия с активным участием представителей органов власти, которые хоть и приняли участие в заседании, но свою позицию не представили, а также подчеркнула значимость саморегуляции рынка.
«Позитивно, что диалог начат, но мы видим диаметрально противоположные позиции министерств, поэтому требуется дополнительная коммуникация. Количество неперерабатываемого мусора устрашает, мы все понимаем, что необходимо использовать все возможные инструменты, чтобы сокращать это количество. Призываю участников рынка не дожидаться решений регулятора и действовать сейчас. Изменение ситуации уже критически назрело, завтра может быть поздно», — резюмировала глава Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды.
Материал на сайте
Больше актуальных новостей в Telegram-канале ОП РФ
Пресс-служба Общественной палаты РФ
+7 495 221 83 61