
13 сентября 2021 года в пресс-центре ТАСС (Москва, Тверской б-р, д. 2) состоялась пресс-конференция, посвященная итогам совместного проекта Минобрнауки России, МФТИ и Института океанологии РАН - научно-образовательной экспедиции по программе «Плавучий университет».
Экспедиция на борту исследовательского судна «Академик Иоффе» была организована в Год науки и технологий по программе «Плавучий университет» Институтом океанологии РАН и московским Физтехом при поддержке Минобрнауки и Фонда целевого капитала МФТИ. В течение месяца 32 студента и 19 научных сотрудников исследовали акваторию Карского моря и нескольких рек: Оби, Енисея и Пясины, а также проливы Карские Ворота и Вилькицкого и глубоководные желоба Святой Анны и Воронина.
О ходе экспедиции, ее участниках и результатах исследований рассказали:
- Соков Алексей Валентинович, директор Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН;
- Баган Виталий Анатольевич, проректор по научной работе МФТИ;
- Степанова Наталья Борисовна, руководитель программы «Плавучий университет»;
- Захоржевский Марк, участник экспедиции.
Как сообщил А.В. Соков, для привлечения в науку молодых исследователей Институт океанологии много лет пытается восстановить ситуацию, при которой молодежь могла бы ходить в море. Система производственных практик, по которой обучались все океанологи, была разрушена. Раньше много студентов направлялись на практику в Институт океанологии. Они своими глазами видели и понимали, что их здесь ожидает, на какую научную карьеру можно рассчитывать. И те, кто был заинтересован, приходили в институт на работу. То есть существовал конвейер кадровой подпитки, который много лет себя оправдывал. А потом все резко изменилось. В итоге образовался известный провал в среднем поколении исследователей. «Плавучий университет - это и для нас, и для студентов, будущих выпускников, новое окно возможностей. Сходят в море, сверят свои ожидания, в чем-то себя проявят, на кого-то из них обратят внимание, пригласят... Ради этого все и делается, чтобы привлечь действительно увлеченных, мотивированных людей к нам в аспирантуру и на работу в институт. Цель однозначная, интерес прагматический», - подчеркнул А.В. Соков.
По словам В.А. Багана, основная задача экспедиции - не только исследование факторов, влияющих на изменение климата и анализ распространения пластикового загрязнения в Арктике, но и привлечение в науку студентов, их мотивация к исследовательской деятельности.
«Еще нашими отцами-основателями было заложено, что студенты должны проходить практику. Вся Система Физтеха построена именно на активной работе в лабораториях, участии в деятельности базовых кафедр. Очень важно, чтобы ребята приходили в науку сознательно, понимая, какие задачи перед ними будут стоять. Наши студенты очень мотивированные и в хорошем смысле избирательные. Они хотят решать сложные перспективные научные задачи. Благодаря таким проектам нам удается эти задачи предоставить. Отдельно отмечу, что каждый физтех может выбрать ту область науки, которая ему интересна: от экспериментальной физики до биотехнологий. Мы ни в коем случае не ограничиваем студентов в выборе», - подчеркнул В.А. Баган.
В свою очередь Н.Б. Степанова продолжила мысль о том, что «Плавучий университет» уникален тем, что совмещает в себе реальную науку и образовательный процесс. Научные задачи, в которых задействованы студенты, не выдумка специально к экспедиции со студентами. Это реально то, чем занимаются научные руководители: водные массы, внутренние волны, геохимия, донные сообщества, загрязнение. Конечно, «взрослому» проще и быстрее все сделать самостоятельно, но тут реализуется принцип обучения через исследование.
Благодаря полному включению в работу лабораторий студенты, что называется, на своей шкуре могут прочувствовать всю «кухню» науки. Это особый опыт. Наставники живут тут же с тобой, на судне - 24 часа в сутки. И нет большой дистанции: в любое время можно подойти и задать вопрос по теории или просто поговорить о жизни. Студенты видят, что из себя представляют ученые и какая у них работа, после вуза это не будет для них сюрпризом.
Но самое главное, что студенты здесь не наблюдают, а являются полноценными участниками научного процесса. При этом работой на судне дело не заканчивается. После рейса по своим научным задачам им предстоит участие в конференции: написание тезисов, публичный доклад и дискуссия с учеными-океанологами. Ведь грамотно рассказывать о полученных результатах нужно учиться как можно раньше.
«Проект существует четыре года. Он разросся: именно в этом году благодаря мощной поддержке Минобрнауки и МФТИ удалось сделать его открытым и собрать студентов из самых разных научных областей и вузов. Сейчас «Плавучий университет» - это не просто рейс, а годовой образовательный цикл, в рамках которого студенты вынесут на ближайшую конференцию свои научные выводы», - отметила Н.Б. Степанова.
Во время экспедиции студентам и молодым ученым удалось сделать несколько прорывных открытий, которыми они поделятся в ноябре, после заседания Ученого совета Института.
Сергей Козлов