
Труба зовёт - когда и куда?
Удивить кого-либо очередным государственным переворота на Востоке кого-либо совсем непросто. Но только не в традиционно стабильной Иордании, к тому же когда переворот оказался каким-то обратным. Монархия решила сменить наследника, от которого вполне можно было ждать неожиданностей и неприятностей. Сама по себе «кадровая рокировка», состоявшаяся на днях в Аммане, связана с целым рядом факторов. Среди прочего, с тем что в иорданских верхах, причём и в правящей династии, и в рядах антимонархической оппозиции, оказалось слишком много недовольных планами возобновить транзит через Иорданию нефти севера Ирака.
Ситуация резко обострилась, когда стало известно, что Объединенные Арабские Эмираты могут оплатить строительство железной дороги Хайфа – Абу-Даби и нового морского порта Эйлат – Акаба. Соответствующие планы обсуждались в ходе телефонных переговоров премьер-министра Израиля Биньямина Нетаниягу и Его Высочества шейха Мухаммеда бен Заеда Аль Нахайяна, наследного принца Абу-Даби и заместителя Верховного главнокомандующего Вооруженными силами ОАЭ.
Как сообщалось ранее, Эмираты планируют инвестировать в экономику Израиля до 10 млрд долларов – для этих целей будет создан отдельный инвестиционный фонд. Он будет формироваться за счет как государственных, так и частных средств. Два наиболее крупных проекта, в которые Объединенные Арабские Эмираты готовы вложить деньги, - это подключение Израиля к ближневосточной сети железных дорог и существенное расширение эйлатского порта. Оба проекта призваны ускорить и удешевить доставку грузов из Персидского залива в Европу.
Но для тех, кто правит в Аммане, самым важным оказалось то, что проект строительства железной дороги Хайфа-Абу-Даби требует достройки около 300 километров железнодорожных путей, в основном в Иордании и Саудовской Аравии. Второй проект предусматривает строительство на иордано-израильской границе совместного глубоководного порта Эйлат-Акаба (Израиль-Иордания) и его соединение железной дорогой с Ашдодским портом.
Трубопроводный маршрут углеводородного сырья в израильский порт Хайфа, как известно, был перекрыт ещё в 1958 году. Но его планируют возобновить не позже 2022 г. Он сулит Иордании не так много - по разным оценкам, не меньше 70 млн. долл. Ежегодно, но главное, что недовольство им выражал «зачинщик» неудавшегося переворота Хамза бен Хусейн.
Спросите принца
Принц, по всей видимости, имел основания считать упомянутый проект «результатом коррупции». В своем видеообращении от 4 апреля он заявил: «я не несу ответственность за крах правительства, коррупцию и некомпетентность, которые преобладали в структуре управления за последние 15 или 20 лет, и становились все сильнее. Ситуация дошла до точки, когда никто не может говорить или выражать свое мнение о чем-либо, не подвергаясь издевательствам, арестам, преследованиям и угрозам». Ещё в начале апреля 2003 г. многие СМИ сообщали, что Израиль и Иордания вскоре проведут переговоры по поводу «возобновления работы нефтепровода, по которому нефть поступала из иракских Мосула и Киркука в израильский порт Хайфа».
Со ссылкой на источник в правительстве Израиля давалось знать: «Мы знаем, что труба в порядке, и хотим узнать, что думает Иордания по поводу открытия нефтепровода, так как часть его проходит по территории этой страны».
Доказательством того, что необходимые переговоры по этому поводу состоялись в последующие годы, может служить такой факт: в конце 2020-го Израиль и Иордания договорились о совместном изучении состоянии этой артерии, на предмет ее запуска не позже 2022 года. Иорданская оппозиция считает возобновление прокачки нефти в Израиль предательством палестинских арабов и фактическим закреплением за Израилем иорданских территорий к западу от реки Иордан и Мертвого моря. Они, как известно, оккупированы Израилем ещё со времён войн 1948 и 1967 гг. Несколько лет назад по Иордании прокатилась волна демонстраций против соглашательской политики Аммана в отношении Израиля, тогда же оппозиционеры пытались разрушить транзитный трубопровод к Хайфе.
Нефтяные нити на песчаном ковре
Нефтепровод Киркук-Хайфа (нитка Мосул-Кикрук была построена к 1940 году) — первый «трансарабский» трубопровод, введенный в действие британскими нефтяными компаниями ещё в 1936 году. Тогда Ирак де-факто был протекторатом Лондона, а экс-турецкая Палестина в рамках так называемой «Трансиордании» — британской подмандратной территорией. В годы Второй мировой войны эта артерия исправно снабжала нефтью западных союзников, в том числе нефтепродуктами — союзные войска в Северной Африке, на Мальте и в Гибралтаре. В конце 1939 г. в Хайфе британцы ввели в действие НПЗ на базе северо-иракской нефти. Но со второй половины 50-х гг. эта нефть на завод, действующий и поныне, не поступает.
После 1949 года, в связи с первыми арабо-израильскими войнами, артерия к Хайфе работала только на четверть своей мощности, а со свержением в 1958 г. «прозападной» монархии в Ираке — транзит нефти здесь и вовсе прекратился. Максимальная годовая мощность этого трубопровода — до 20 млн. тонн, ежегодно, текущая перекачивающая способность — до 13 млн. тонн/год, общая протяженность — около 1100 км. Маршрут изначально нацелен на поставки из Иракского Курдистана, а с середины 2010-х иракский сегмент данной артерии контролируют курды.
Однако, ввиду давних притязаний Турции на этот регион Ирака — по крайней мере, на его нефтегазовые ресурсы и трубопроводы - курды заинтересованы в поставках «своей нефти» по означенному маршруту к порту Хайфа. А не в порты Турции (Искендерун и Юмурталык), соединенные с начала 80-х нефтепроводом с Иракским Курдистаном. Причем в этом вопросе совпадают интересы курдов и США. Точнее, израильская газета «Хааретц» (Тель-Авив) в еще в конце апреля 2003 г., вскоре после военного вторжения США в Ирак, отмечала: «...США обратились к Израилю с просьбой протестировать возможност возобновления прокачки нефти из Ирака в Хайфу.
Запрос был направлен по линии Пентагона министерству иностранных дел Израиля. В американском официальном обращении речь также шла о необходимости финансовой оценки затрат на ремонт этого трубопровода, используемого до арабо-израильской войны 1948 г., когда Ирак почти прекратил прокачку». Характерный, в этой связи, штрих: среди требований к иорданскому королю Хусейну, выдвинутых организациями палестинских арабов в Иордании в августе 1970 года, был демонтаж трубопровода к Хайфе. Монарх отказался, палестинцы же пытались сами взорвать эту артерию.
Это стало одной из причин массового террора в сентябре 1970 г. не только против этих организаций, но и арабских беженцев из Палестины. В ходе событий, известных, как «Черный сентябрь», погибло и пропало без вести свыше 12 тыс. палестинских арабов. Свыше 70 тыс. их были высланы или «успели» самостоятельно эмигрировать в Сирию, Ливан и Египет...
Как отмечал глава Иорданской компартии Фуад Нассад (1914-1976, на фото), «иорданская монархия взяла курс на фактическое примирение с Израилем уже к середине 70-х, под влиянием политики Садата в отношении Израиля. Монархия ничем не помогла Египту и Сирии в период войны Судного дня (1973 г.). Сигналом же начала такого курса был монархический террор против палестинцев в 1970 году: их изгнание позволило, в том числе, сохранить без повреждений нефтепровод из Ирака к Хайфе.
По всей видимости, это было проделано с целью возобновления его эксплуатации - — перспективного источника стабильных транзитных доходов». Естественно, что, как утверждает Фуад Нассар, в такой ситуации «Запад усилил политическую и финансовую поддержку иорданской монархии». Кстати: компартия Палестины вышла с 1982 г. из федерации, существовавшей с 1951 г., с компартией Иордании. Обвинив её в недостаточном противодействии произраильской политике короля Хусейна...
Авторы — Алексей Подымов, Алексей Чичкин