«Нефтяной» обход Суэца: процесс пошёл?..
В связи с Суэцким судоходным кризисом, в «нефтегазовых» странах Аравии, Ираке, Иране официальные лица и эксперты высказываются в пользу восстановления на полную мощность нефтепроводов из этого региона, в обход Суэца, к портам Средиземноморья: эти артерии, в сравнении с Суэцким каналом, более чем вдвое сокращают расстояние поставок нефти и нефтепродуктов в Европу, и почти на треть — в Северную Америку
При таком сценарии мировые цены, и без того невысокие, могут быстро снизиться — это первый вариант. А второй состоит в том, что ввиду начавшегося роста спроса на нефть из-за Суэцкого эксцесса, полноценная работа этих нефтепроводов не «уронит» цены. В том числе, благодаря регулирующим функциям ОПЕК и её арабского аналога — ОАПЕК (в последней участвуют и «нефтетранзитные» страны Ближнего-Среднего Востока).
Речь идет о нефтепроводах из Саудовской Аравии, Кувейта, Бахрейна и Катара к южноливанским портам Сайда и Триполи; о нефтепроводах из Северного и Центрального Ирака к портам Сирии (Банияс, Тартус), Турции (Искендерун, Юмурталык) и Израиля (Хайфа). Они были построены еще в конце 30-х — начале 80-х, но известные политические факторы до последнего времени затрудняли работу этих артерий. Теперь же эти артерии являются общим интересом всех стран региона. Кстати, те нефтепроводы были созданы именно потому, что уже в 30-х не исключались проблемы с транзитом через Суэцкий канал.
Характерно также, что ОАЭ и Израиль в конце 2020-го договорились о строительстве в 2021-22 гг. нового транзитного нефтепровода (почти в 300 км) — от южноизраильского порта Эйлат (Красное море) к израильскому порту Ашдод на Средиземном море.
( основные транзитные нефтепроводы в Средиземноморье
Кроме того, страны-»транзитёры» (Сирия, Турция, Ливан, Израиль, Иордания) получат стабильные доходы от роста нефтепроводного транзита.
Но преимущественное использование упомянутых артерий вполне может вызвать обострение политических взаимоотношений Египта с с ближневосточными поставщиками и «транзитёрами» нефти. Что чревато новыми всплесками терроризма в столь обширном регионе. Но, в любом случае, неизбежно увеличение нефтяного — трубопроводного транзита в Европу с Ближнего-Среднего Востока — в обход Суэцкого канала.
Алексей Чичкин
- Подробности
-
Категория: Новости НЭП
-
Опубликовано 12.04.2021 08:24
-
Просмотров: 462
Добавить комментарий