Захватившее власть в Афганистане запрещенное в России движение «Талибан» обязало женщин, которые учатся в частных университетах и колледжах, носить никаб во время занятий. Это мусульманский головной убор с прорезью для глаз полностью закрывает лицо,
передает «Интерфакс».
Решение было принято накануне нового учебного года, который в стране начнется в будущий понедельник.
При этом занятия для мужчин и женщин должны проводиться отдельно, в исключительных случаях часть аудитории, где будут находиться женщины, должна ограждаться занавесом.
Учащимся женского пола теперь могут преподавать либо женщины, либо пожилые мужчины с «хорошей репутацией» по части поведения.
Также в университетах планируется ввести отдельный вход для женщин и будут приняты меры, чтобы разнополые учащиеся не пересекались во время перерывов и при выходе из учебных заведений.
В итоге всем женщинам под страхом наказания было запрещено возвращаться на работу. Поначалу талибы даже выплачивали компенсацию в размере пяти долларов в месяц всем сидевшим дома. Но потом то ли деньги стали заканчиваться, то ли просто передумали. В любом случае даже эту незначительную компенсацию платить перестали.
Во всём Афганистане было разрешено работать только нескольким десяткам женщин. Речь шла о медицинском персонале. Де-юре талибы не запрещали женщинам получать медицинскую помощь. Де-факто же это стало просто невозможным, так как на приёме доктор оставался один на один с женщиной, видел её без бурки и должен был прикасаться к её телу по врачебной необходимости.
Вдобавок все больницы в стране были общего профиля — для женщин и для мужчин. А талибы запретили женщинам посещать и эти заведения. В итоге на весь Афганистан осталась только одна женская больница в Кабуле, где работало около 50 женщин-медиков.
Но и для них обычная дорога на работу превратилась в непростой квест. В сопровождении мужа они должны были сесть в специальный женский автобус (они ходили редко и нерегулярно), затем муж должен был встретить женщину на автобусной остановке и проводить до работы. Потом аналогичным образом встретить с работы и проводить домой.
Одним из самых строгих был запрет на выход из дома. Ни одна девушка старше восьми лет не имела права появляться на улице без сопровождения мужа или близкого родственника мужского пола. Религиозная полиция патрулировала людные места и сразу же хватала одиноких женщин. В лучшем случае нарушительницу могли наказать прямо на месте, несколько раз ударив плетью. В худшем — отдать под суд. В этом случае наказание было более тяжёлым: несколько десятков ударов плетью. Наказывался также и муж или отвечавший за неё близкий родственник мужского пола.
В сельской местности в силу ряда особенностей контроль за этим запретом практически не осуществлялся. А вот жизнь в городах создавала немало сложностей. Горожанки фактически сидели под домашним арестом. В довершении всего талибы запретили женщинам выходить на балконы и рекомендовали не подходить к окнам. Позднее по их приказу все владельцы домов должны были заделать или затонировать окна на первых этажах зданий, чтобы проходившие по улице мужчины ненароком не увидели женщину.
Все девушки старше восьми лет обязаны были носить бурку на улице. Эта одежда полностью скрывает всё тело: ноги, руки, голову, лицо. Им также запрещалось пользоваться общественным транспортом, за исключением специальных женских автобусов, ходивших редко и нерегулярно. Под полным запретом была косметика. Известен случай, когда талибы отрубили женщине половину пальца на ноге только за то, что она сделала педикюр.
Позднее добавились новые запреты. Например, женщинам даже в сопровождении мужей нельзя было громко разговаривать на улице, чтобы их голос не услышали другие прохожие и у них не зародилось греховных помыслов. Талибы также взялись переименовывать все объекты на карте, в названиях которых встречалось слово "женский".
Сами талибы утверждали, что все эти запреты служат исключительно для защиты женщин. Эксперты, в свою очередь, видели в практиках радикалов наиболее экстремальные интерпретации двух неписаных кодексов поведения: пуштунвалай (традиционный уклад пуштунов, согласно которому женщина имеет существенно меньше прав, чем мужчина) и пурда (практика женского затворничества, распространённая в ряде исламских регионов Индии и Пакистана).
Женщинам также запретили посещать хаммамы и другие общественные бани, несмотря на то что они были женскими. Впрочем, в этом вопросе у мужчин и женщин оказались равные права, поскольку в последние годы талибов у власти мужские бани тоже были закрыты.
Запрет был обоснован тем, что публичное обнажение в любых обстоятельствах является в высшей степени непристойным. Формально соблюдать гигиенические процедуры никто не запрещал, однако во многих городах не было водопровода или он не работал, поэтому бани зачастую были единственным местом, где можно было помыться.
На первый взгляд новые правила заметно либеральнее тех, что царили в стране в 90-х, когда талибы были у власти.
Что будет дальше - покажет время.
Татьяна Колесникова
(Обзор по материалам СМИ)