31 октября 2024г в рамках конкурса «Экранизация» издательский сервиз Ридеро организовал встречу своих авторов с креативным продюсером «СТС Медиа». Встреча проходила онлайн. Ее целью было выяснить, у каких книг сейчас есть шанс попасть на экранизацию в кино и на телевидение. Также были разобраны вопросы о том, в каких идеях сейчас заинтересовано отечественное кино и какие барьеры лежат между авторами и реализацией их книжного сюжета в кинофильм
Бумага стерпит все. На ней можно описать самые фантастические истории. К тому же в любой книге остается дополнительная почва для фантазии, ведь как подробно не описывай героев и места действия, а каждый читатель представит их немного по-своему. Отсюда и много киноверсий одних и тех же произведений. А может и не только отсюда, ведь кино это физическая реализация проекта, и в нем не всегда можно показать все, что вздумается. Дело зависит от способностей съемочной группы, от возможностей спецэффектов и в первую очередь, конечно же, от бюджета. Как сказал в беседе с авторами креативный продюсер «СТР Медиа» Александр Кессель: «у нашего кино не голливудский бюджет».
Этой простой и короткой фразой было сказано все. С Голливудом нам не тягаться. Александр Кессель признался, что когда вышел первый сезон «Игры престолов», то от разочарования и неспособности конкурировать с ним был прикрыт уже запущенный на съемки проект славянской фэнтези. Как так быстро можно сдаваться? Страх перед конкуренцией возбуждает слабость. Вот китайское кино не сдалось и по свежим следам «Игры престолов» вышел сериал «Слово чести» (в русский прокат многосерийная дорама попала под малопонятным названием «Далекие странники»). В нем борьба за власть показана без животных страстей, хотя тоже происходит на фоне древнего мира, оформленного в колоритные декорации и костюмы Древнего Китая. За все почти сорок серий в фильме нет ни одного поцелуя, но создатели картины сумели показать, что именно любовь является той великой силой, которая способна создавать и разрушать целые империи. На первом плане три персонажа: 1. Доверенный человек императора, решивший наказать сам себя за то, что ради блага империи ему приходилось убивать. Ради восстановления жестокой справедливости он выбирает для себя долгий мучительный способ самоуничтожения и уже на пороге смерти встречает свою настоящую любовь. Естественно теперь он хочет не умирать, а жить, но спасти его может только любящий человек, который ради него готов пожертвовать своей жизнью. 2. Король демонов, который когда-то пострадал из-за коварства людей и решил за это уничтожить все человечество, но так сильно и искренне полюбил человека, что ради него уничтожил собственное царство демонов и отдал в жертву собственную жизнь. 3. Прекрасный и опасный Царь Скорпионов, который настолько талантлив и в боевых искусствах, и в древней мудрости, и в ядах, и в черной магии, что мог бы стать не только императором Древнего Китая, но и императором всего мира, если бы его силу не держала в оковах любовь к недостойному объекту. Именно персонаж Царя Скорпионов выглядит уникальным. Вроде бы он целиком отрицательный, но из-за силы любви, которую он испытывает, он кажется более привлекательным, чем даже положительные герои. Даже красивого злодея нужно суметь так сыграть, чтобы он стал достоин восхищения. К слову, сериал наглядно демонстрирует, что азиатская красота может быть намного ярче голливудской.
А где у нас такие яркие персонажи, перед которыми бледнеют герои «Игры престолов» и где такая роскошная славянская фэнтези, после которой зрители по всему миру заинтересуются культурой и преданиями Древней Руси? Было бы неплохо иметь хотя бы патриотические сюжеты для рассмотрения. Но продюсер СТС четко дал понять, что у них на канале сейчас востребованы исключительно бытовые сюжеты, которые человек и так каждый день видит на улице. Так зачем же на них смотреть еще в кино? Искусство существует, чтобы отвлечь зрителя или читателя о т повседневной рутины, а не снова погрузить в нее. Неловко ставить на поток такие сюжеты, как травля в школах, они многим способны посыпать солью старые раны. Так зачем же провоцировать депрессию, показывая мир, где наши современники каждый день сталкиваются с несправедливостью вселенной? Не лучше ли продвинуть какие-то возвышенные идеи.
Так же возникает вопрос с выбором сюжета, к примеру, из книг одного типа. Вспомним, что когда-то «Игра престолов» была никому не известным романом, выпущенным на отечественный книжный рынок в потоке многоавторской серии книг «Век дракона». В данной серии издательство АСТ выпускало однотипные цикловые произведения фэнтези про драконов, магию и борьбу за власть. У всех книг примерно одна схема построения, как и у книг некогда популярной любовно-исторической серии «Шарм». Так почему же именно Джордж Мартин, а не Кэтрин Куртц или Кейт Якоби? Почему именно Джулия Куин, а не Ширли Басби или Мэри Джо Патни? Однотипных романов множество и по качеству они примерно одинаковы, но в кино попадают единицы. Неужели выбор на экранизацию это вопрос секундного везения?
В конкурсе «Экранизация», организованным издательством Ридеро, издатели подчеркивают, что решающее значение имеет правильно составленный синопсис, но сам продюсер уверяет, что главное для него идея. Однако он же намекает, что оригинальную идею практически невозможно найти. И так ли важна тогда искомая идея, если окончательный вариант фильма все равно изначально непредсказуем. Из самого интересного сюжета может ничего не выйти или выйти лишь что-то посредственное (недаром читатели экранизаций часто разочаровываются, посмотрев кино), а из какого-то простенького замысла благодаря стараниям съемочной группы неожиданно может получиться настоящий шедевр. Так зачем же вообще проводить конкурс, если все решает случай?
На многие вопросы авторов у продюсера не нашлось ответов. Вероятно, к беседе нужно было лучше подготовиться.
Натали Якобсон
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON