На вопрос обозревателя отвечает о. Сергий (Храмешин), ректор Славяно-Греко-Латинской Академии, эксперт Рособрнадзора, педагог с 25-летним стажем, клинический психолог. Автор научно-практических исследований по проблемам адаптации детей в учебных заведениях и религиозных общинах:
- о. Сергий, как Вы считаете, почему такая трагедия могла произойти и как предотвратить подобные события в будущем?
- Контингент обучающихся в православных гимназиях – это или дети из семей верующих родителей, или, реже, из семей с неблагоприятной обстановкой, которых родители отдают «для исправления».
В этой связи между учениками могут образовываться некоторые «полярности» в системе ценностей. Задача педагогов привести аксиологические системы подростков к единому знаменателю.
В сообщениях СМИ появились фотографии отца подростка с оружием. Очевидно, что в данном случае стоит обратить внимание и на воспитание в семье. Если взаимодействие с оружием было частью жизни парнишки в семье, то, пожалуй, именно это могло стать одним из факторов, определивших случившееся.
Также в СМИ была опубликована информация, что одним из мотивов был буллинг со стороны сверстников и монахинь. – Вот это странно.
Мне приходилось, будучи благочинным Подворья Иосифо-Волоцкого монастыря быть в свое время заниматься организацией и руководством воскресной школы. Были разные дети, в том, числе из неблагополучных семей. Но Вы знаете, если их удавалось заинтересовать, то они адаптировались к обществу достаточно хорошо.
Когда здоровое отношение к обучающимся в образовательном учреждении, и все конфликты разрешаются очень быстро, то такого явления как буллинг не может быть в принципе, особенно в маленьких учебных заведениях, и тем более в православных учебных заведениях.
У меня вопрос – было ли у монахинь, которые занимались воспитанием детей высшее педагогическое образование, а также работал ли с детьми штатный психолог?
Мне кажется, что проблемы отношений учеников с педагогами и учеников между собой перенеслись и в православную гимназию, и к ним, как оказалось православные педагоги не были готовы.
В христианстве как? – если нет любви или она декларативно, то никто не будет верить её принципам. Главное в христианстве – настоящая любовь, если бы она присутствовала в этой гимназии, то подобного случая не могло бы произойти.
Ну и мы, фактически, впервые сталкиваемся с религиозной составляющей «колумбайна».
Мне приходилось обучать руководителей и педагогов московских школ – все они говорят о высоком уровне неразрешенной конфликтности в современной школе, что могут подтвердить родители, но повлиять не могут, поскольку основная часть жизни детей проходят в учебных заведениях.
Считаю, что сегодня на федеральную повестку Министерства просвещения и Министерства высшего образования и науки необходимо поставить вопрос о профилактике в школах такого явления как булинг, причем, подходы к данной проблемы не должны ограничиваться формальным отношением. Не исключением это должно быть и для православных учебных заведений: гимназий и духовных семинарий. Но эта проблема всех учебных заведений вообще.
На входе в гимназию не увидел охрану. – И это ещё одна проблемы – зачастую Церкви, приходам или православным фондам, выступающим учредителями православных учебных заведений, не хватает собственных ресурсов для материального обеспечения, вот и приходится экономить. Мне кажется, на уровне грантов и других форм бюджетного финансирования стоит помочь таким инициативам по самостоятельной реализации учебных программ.
В Славяно-Греко-Латинской Академии на протяжении пяти лет проходили обучение руководители и сотрудники Московской городской психологической службы. Безусловно отдельным вопросом было подготовка психологов для работы с верующими. При работе с верующими детьми есть своя специфика.
Но вообще произошедшее вызывает шок.