Лекция от корреспондента «ЭкоГрад» Александра Веселова
Тезисы. А.К. Веселов - Председатель Союза экологов Республики Башкортостан, председатель Ассоциации по обращению с отходами производства и потребления Республики Башкортостан, генеральный директор Ассоциации юристов-экологов России:
«Экологическая политика в России и роль Росприроднадзора в ее реализации"
Введение
Экологическая безопасность и рациональное , разумное природопользование -это всеобъемлющая сфера общественных отношений, очень мощно влияющая на политику, экономику, социальную сферу и на все, что нас окружает, состояния окружающей среды жестко зависит настоящее и будущее всего населения, всех социальных групп, жизнь на планете вообще. Потенциальная стоимость природных ресурсов в России в миллионы раз превышает стоимость всех созданных материальных ценностей страны, в охране окружающей среды крутятся немалые деньги и вся эта сфера -основа экономики, в основном находится вне общественного контроля . Все прочие вопросы -вторичны. Именно эту тему нужно ставить во главу угла и искать выходы из уже активно проявляющегося экологического (включая климатический) кризиса . Представляется что необходимо сформулировать критерии оценки современной экологической политики на федеральном и региональном уровнях, оценить эффективность и адекватность существующей системы управления природоохранной деятельностью в стране и в мире и выработать предложения по назревшей коренной перестройке дела охраны природы, вернуться к нашему предложению об объявлении в России 10-летия экологической безопасности .
Экологический кризис углубляется и становится устрашающим по своим последствиям, включая экономические
1. Место экологии в общей политике в Российской Федерации
- все более актуализируется Стратегия экологической безопасности на период до 2024 года, но она слабо подкреплена тактикой и практическим выполнением.
- экология становится модным брэндом , но экологическим требованиям сопротивляется бизнес
- много риторики и заявлений, программ и планов , не подтвержденных финансами и политической волей в центре и в регионах.
То есть , экологическая политика в России довольно невнятна, непоследовательна , малоэффективна и плетется в хвосте официальной политики государства.
2. Экология в лицах. Кто создает экологическую политику в стране? На кого в России возложена это благородное , но неблагодарное дело.
Это Виктория Абрамченко- зам. Премьер-министра РФ, Ольга Тимофееева- зам. Председателя Государственной Думы РФ, Светлана Радионова- руководитель Росприродлнадзора,, Елена Шаройкина.- председатель комиссии по экологии Общественной палаты РФ.
Кто принял решение взвалить на хрупкие женские плечи этих милых женщин такую проблемную, конфликутную и всеоблемлющую сферу? Экологическая политика требует сегодня, как никогда, мужской брутальности и твердости характера.
3.Основной природоохранный орган в России - Росприроднадзор. Основные его функции: федеральный экологический надзор, разрешительная деятельность в сфере природопользования, экологическая экспертиза и администрирование платежей за НВОС
4. Имеющиеся проблемы в организации деятельности РПН в регионах:
-кадровый дефицит. Компетентные специалисты и руководители уходят. На замену приходят случайные люди, не имеющие опыта управленческой, политической работы в данной сфере
-низкий уровень зарплаты сотрудников.
-переход на риск ориентированный подход в надзоре за предприятиями;
-отсутствие на местах должного взаимодействия с природоохранными региональными органам, с территориальными подразделениями Минприроды РФ . (Росгидромет. Роснедра, Рослесхоз, Росводресурсы), а также с терорганами Роспотребнадзора, Росс,
-отсутствие должного взаимодействия с общественными экологическими организациями нет опоры на экспертное сообщество.
-самоизоляция и информационная закрытость по результатам деятельности отсутствие контактов со СМИ
-повышение коррупциогенности надзора и разрешительной деятельности
- крайне редко применяются такие формы воздействия на предприятия, систематически нарушающие экологические требования. как приостановка производственной деятельности, дисквалификация должностных лиц, передача дел в правоохранительные органы и суды, слабо поставлена работы по возмещению экологического вреда
-перевод на экстерриториальный принцип (одно управление на два-три субъекта федерации) усложнил работу РПН.
-подбор экспертных комиссий ГЭЭ проводится кулуарно, вопреки принципам ст.3 ФЗ «Об экологической экспертизе».
5.Предложения
1.Прекратить практику использования природоохранных органов и РПН в частности в качестве отстойника для
неспециалистов, провести переаттестацию руководителей территориальных подразделений Росприроднадзора.
2. Приказом Минприроды РФ утвердить соответствующее положение и создать в каждом регионе координационные советы по охране окружающей среды и природопользованию с участием соответствующих министерств и ведомств, а также общественных и экспертных организаций..
3.Предусмотреть создание и обеспечить работу Экспертных советов по экологической экспертизе проектной документации при каждом теруправлении Росприроднадзора
А.Веселов