
Правительство РФ предполагает продлить до 1 марта 2027 года переходный период, в течение которого государственную и общественную экологическую экспертизу можно будет проводить с участием внештатных экспертов без аттестации и без внесения в реестр. Изначально с 1 сентября 2025 года в комиссиях должны были работать только специалисты с аттестатом, но кадровая реальность оказалась суровой: в стране есть всего 65 таких экспертов при потребности примерно в 2000
Статистика набора говорит сама за себя. В Росприроднадзор поступило 299 заявлений, до экзамена допустили 217 человек, а успешно пройти его смогли лишь 65. И это при том, что процедура была подробно разъяснена — в регионы отправили инструкции, провели совещания, пояснили порядок подачи документов и требования к кандидатам. Однако желающих войти в реестр оказалось в разы меньше, чем потенциальных комментаторов экологической реформы в социальных сетях. Тем более, что таких экспертов ШИРОКОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ не готовит ни один ВУЗ.
В пояснительной записке прямо говорится: при сохранении жёстких требований с сентября 2025 года возникнет дефицит специалистов, что приведёт к срыву сроков проектов и проблемам с получением обязательных заключений ГЭЭ. Отсрочка нужна, чтобы не парализовать систему и дать время наращивать кадровый резерв. В результате вместо двух тысяч специалистов, которые нужны для стабильной работы всей системы, Росприроднадзор имеет всего 3,25% от необходимого числа экспертов.
Комментарий РОО "Союз экологов РБ":
Мы провели сотни общественных и государственных экологических экспертиз и при этом придерживались критериев объективности, законности, а также интересов природы, населения и государства. И как профессионалы в этом деле оценили прошлогодние нововведения по обязательной аттестации в Росприроднадзоре ОБЩЕСТВЕННЫХ экспертов как ликвидацию самого института квалифицированного учета общественного мнения по проектам строительства опасных производств и внедрения новых технологий. Реакцией общественных экологических организаций (да и науки тоже в какой-то мере) на такой демарш госоргана стал молчаливый бойкот этой антиреформы, противоречащей основным конституционным принципам. В результате второй конец этой палки ударил по самому Росприроднадзору, а также в целом по стабильно деградирующей системе управления качеством окружающей среды и природопользования в стране. И это на фоне роста числа техногенных катастроф и ухудшения экологической ситуации в регионах, в том числе в результате накопления экологического вреда.
Анализ показывает, что механизмы общественной экологической экспертизы в России иногда используются и недобросовестными некоммерческими организациями для поддержки опасных проектов (исключение -природоохранные объекты) и лоббировании коммерческих интересов некоторых предприятий, не принимающих на себя тяжкий груз природоохранной ответственности. Есть и другая крайность, когда общественные эксперты руководствуются исключительно интересами местного населения, игнорируя необходимость решения насущных природоохранных проблем межрайонного, межрегионального, федерального масштабов. Но все это нивелируется рекомендательным принципом общественной экологической экспертизы, заключения которой обязательно для рассмотрения, но могут быть (чаще всего так и происходит) попросту проигнорированы государственными экспертными комиссиями Росприроднадзора.
Есть огромная в этом вопросе проблема- уровень компетенции внештатных экспертов государственной экологической экспертизы в Росприроднадзоре и в Главгосэкспертизе. Это, как правило, узкие специалисты (отдельно по воде, воздуху, земле, отходам, биосфере и т.д), чаще всего не знающие специфику экспертируемых производств и технологий, не обладающих практическим опытом комплексного экологического контроля, не владеющих современным экологическим и природноресурсным законодательством. Да и число привлекаемых Росприроднадзором внештатных экспертов- от 5 до 9 по каждому проекту, явно недостаточно для реализации функций полноты и комплексности ГЭЭ. В результате , читая отдельные экспертные заключения таких куцых и малокомпетентных комиссий (даже состоящих из докторов и академиков), хочется смеяться и плакать одновременно.
Безусловно, действующий ныне механизм почти полного закрытия для населения процедуры государственной экологической экспертизы, неконституционного отказа в доступе к подробным ее результатам (включая экспертное заключение), особенно по опасным объектам, порождает социальное недовольство и провоцирует массовые экологические протесты населения. Ситуацию усугубляет неизбежная для такой закрытой сферы повышенная коррупциогенность государственной экологической, да и градостроительной, экспертиз. Вокруг федеральных экспертных государственных органов сформировались группы особо доверенных эколого-правовых фирмочек, предлагающих услуги по «сопровождению» проектов и даже гарантирующих получение положительных заключений за 15-20 (минимум) млн рублей. При этом, как ни печально, этот процесс поставлен на поток. И, конечно, ликвидация независимой общественной экспертизы была явно на руку этому полукриминальному бизнесу.
Итак, общественная экологическая экспертиза будет возрождаться, но временно, пока комитет по экологии Государственной Думы, Минприроды РФ и Росприроднадзор не отладят процедуры аттестации экспертов, формирования экспертных комиссий, механизмы ответственности председателя и ответственного секретаря комиссий и самих экспертов, учета мнения органов местного самоуправления, органов власти регионов и общественных организаций и т.д. А это означает, что Стратегия экологической безопасности России на период до 2025 года фактически осталась, в основном, на бумаге. Риторики в этой жизненно важной для населения всеобъемлющей проблеме много, а дела почти нет. И будущее при таком раскладе рисуется в воображении и в расчетах (в т.ч. ООН) мрачными красками даже без намека на лучезарность.
И совсем не лишним, как представляется, было бы провести этой осенью в Государственной Думе ФС РФ парламентские слушания по проблемам совершенствования законодательства об экологической экспертизе.
А.К. Веселов
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON