За две недели шесть добровольцев дистанционного волонтерского лагеря «Сказы поморов» расшифровали аудиозаписи 10 старожилов из Лопшеньги, Летнего Наволока, Пурнемы, а это почти 20 часов рассказов о былом: о закрытии храмов и образовании рыболовецких колхозов в 1930-х годах, о родственниках и земляках, погибших в годы Великой Отечественной войны, об особенностях традиционного промысла рыбы и морского зверя, о «шитье» карбасов. Фото Евгения Мазилова
Из рассказа Юрия Артемьевича Гуляева, жителя Летнего Наволока:
«Отец принимал в Летнем Наволоке на склад семгу. Гуляев Артемий Юрьевич, он с Яреньги родом. И самая крупная семга там написана в тетрадке, ну я посмотрел записи-то, 42.200. Здоровая, да? Она не так большая, длинная, как широкая. Да, поймали её в Катарихе, наверно, или на Каменке, ну я уж сейчас не помню. Ну к отцу на склад пришёл, там она на леднике лежит, такой крокодил! Я чего ещё, небольшой же был. Её сдавали тогда, всю сёмгу, государству. Ловили ещё селёдку. Перед армией, в 1969 году, мы 25 тонн за 3 дня сдали селедки и денег заработали. Ну тогда получили мы, теми деньгами старыми-то, по 1,5 тысячи за три дня».
Людмила Григорьевна Роц из Санкт-Петербурга расшифровывала рассказ своей тёти — Бронниковой Елизаветы Григорьевны, и была очень растрогана и взволнована, слушая рассказ родного человека. Она пополнила сведения о своей семье, своих поморских корнях из Летнего Наволока.
Закончилась и первая смена волонтёрского лагеря «Кенозерские сказы». Каждый из волонтёров получил задание расшифровать аудиозапись длительностью примерно в два часа. Три аудиозаписи были связаны с историей Онежского Поморья и две — с историей Кенозерского национального парка. По Онежскому полуострову записи касались истории спецпереселенцев.
«Именно сейчас мы заканчиваем работу над Книгой памяти спецпереселенцев Онежского полуострова. Воспоминаний становится все больше и больше, поэтому Книгу памяти мы будем расширять. То, что расшифровали волонтёры, войдёт во вторую её часть», — сообщила научный сотрудник отдела интерпретации и изучения историко-культурного наследия Яна Харитонова.
Также волонтёры работали с материалами экспедиций, проходивших в Кенозерском национальном парке за последние пять лет. Это аудиозаписи, связанные с историей деревень Кузьминка и Нижнее Устье, которые находятся за пределами современного Парка, но исторически связаны с ним.
Кенозерский национальный парк благодарит за помощь в сохранении истории и культуры Кенозерья и Онежского полуострова Наталью Кирюшину, Юрия Коробовского, Татьяну Негоду, Людмилу Роц, Дарину Васильеву, Варвару Логунову, Наталью Минееву, Валентину Корабельникову, Татьяну Чудиновскую, Светлану Фефелову, Анну Нечаеву.
--
С уважением, Юрий Рюмин,