«Зеленое кольцо России»: туризм и патриотизм

 «Зеленое кольцо России»: туризм и патриотизм - фото 1Мы встретились с Андреем Борисовичем Лапшовым на выставке «Экотех-2016» в Крокус Экспо, где он представлял программу «Зеленое кольцо России». Презентация была интересной, увлекательной. До этого нам было известно только о «Золотом кольце России», за новым же названием теперь открылась любопытная идея в области туризма. Мы попросили Андрея Борисовича ответить на наши вопросы.

 

Вы чем-то занимаетесь еще, кроме проекта «Зеленое кольцо России»?

– Это направление моей деятельности не является для меня основным, хотя оно приносит мне большое удовольствие. Мое основное место работы - коммуникационная группа Insiders, где я являюсь генеральным директором. Компания занимается различными пиар-проектами, организацией эвент-мероприятий, конференций и др. По образованию я журналист, окончил МГУ, но всю жизнь работаю в сфере коммуникаций. По этой же специальности работал и в Правительстве России.

Какие выдвигаются условия для попадания объекта в проект?

"Зелёное кольцо России"  задумано нами как общенациональный зонтичный бренд, объединяющий наиболее примечательные по своим визуально-эстетическим характеристикам объекты и территории природно-познавательного туризма, возможность созерцать которые массовым туристом обеспечена современным уровнем комфорта при его доставке, проживании и времяпровождении. С точки зрения брендинга территорий это коалиционный проект маркетинга территорий, создаваемый для того, чтобы стимулировать развитие внутреннего туризма, формировать современный российский турпродукт, четко позиционировать вошедшие в зону бренда пространства и развивать у жителей этих территорий чувства идентичности, неповторимости и объединенности в уникальное сообщество.

Чтобы территория была охвачена проектом «Зеленое кольцо России», там должна быть уникальная природная среда и ландшафт, на территории или вблизи нее должны находиться комфортные коллективные средства размещения (КСР), и обязательны – хорошая дорога и удобный транспорт от вокзала или аэропорта. Важный компонент – это вопросы, связанные с безопасностью.

Что заставило вас начать новое дело?

Идея проекта «Зеленое кольцо России» возникла у меня после ряда командировок по стране: многие населенные пункты в России выглядят блёкло, непривлекательно, подчас убого. И это при том, что потенциал для развития туризма на её территории огромен – и ландшафты, и флора, и фауна, и климат какой пожелаешь, красота необыкновенная. И уже созданы туристические кластеры и объекты, где все благоустроено, где можно очень комфортно провести время. Но кроме преобразившегося Сочи, массовый российский турист не осведомлен о других туристических объектах, которые уже можно посетить и получить море удовольствия.  Мы уже сейчас можем, не выезжая за границу, путешествовать по огромным и разнообразным просторам, отдыхать, поправлять здоровье. И географическое положение удобно для того, чтобы принимать гостей со всего мира. Но консолидирование информации о лучших туристических местах, информирование населения о них поставлены из рук вон плохо.

Неужели мы не можем организовать продвижение своих территорий? Организовать туристическое брендирование? Новая Зеландия смогла, Индия смогла, я уж не говорю о традиционно туристических странах. А мы? Не способны?

Нет, можем и мы. Я убедился в этом, когда посетил как-то один курорт в Подмосковье – апарт-отель «Яхонты». Он был замечательным образом структурирован – тогда там был хозяин Алексей Додонов.  Очень грамотно забрендировали территорию, использовали местные легенды. Прекрасный сервис, фантастический шведский стол, идеальная кругом чистота. Три озера на территории, кругом лес. Общение с Алексеем убедило меня в том, что в России можно и нужно осуществлять курортные проекты на достойном современном уровне.

 

 «Зеленое кольцо России»: туризм и патриотизм - фото 2

 

На этом можно хорошо заработать?

На туризме можно хорошо зарабатывать, если в регионе удается создать массовый круглогодичный поток гостей, если в развитии туризма заинтересована региональная власть. Это как в любом бизнесе, хорошо посеешь - хорошо и пожнешь.

Есть еще один аспект, который я хотел бы подчеркнуть.

И что же это за аспект?

Очень важно путем развития внутреннего туризма поднять патриотизм среди россиян. Я люблю свою страну, как любят её многие, и нам очень хотелось бы, чтобы она процветала, чтобы все в ней стало ярче, красивей, чище, упорядоченнее. Если вы видите, что родина не чахнет, а развивается, что есть любовь к этой земле, воплощенная в заботе и желании показать красоту и своеобразность ландшафтов своим гостям,  появляется гордость за свою страну и вера в нее. Нужно помочь россиянам полюбить отдых на своей земле. Открывая все новые её красоты, полюбишь Россию еще больше – всем сердцем.

К примеру, 60-70% американцев всегда проводят отпуск только в Америке.

 А у нас сейчас выработался определенный стереотип: многие россияне, особенно москвичи, петербуржцы, жители крупных городов едут отдыхать за пределы России. На какие-то морские побережья, в Европу, в Индокитай, в Америку, – куда угодно, полагая, что в родной стране нет мест, где можно качественно, красиво, комфортно отдохнуть не только с точки зрения звёздности отеля или качества обслуживания, но и того, что делать на этой территории.

 

 «Зеленое кольцо России»: туризм и патриотизм - фото 3

 

Разве отдыхать – мало?

Отдых не должен быть тоскливым. Вот в чем дело. Многие подмосковные пансионаты к примеру хороши с точки зрения комфорта, но там скучно. Там какие-то совершающие моционы бабушки и дедушки, там нечего делать, там нет активного отдыха.

Сейчас в России многие начинают понимать, что привлечение туристов – это огромная работа. Просто построить хороший отель, а далее сидеть сложа руки – пустой номер. Хорошо, если рядом море и твой отель в Ялте или в Сочи. А если нет?

Так вот наш проект выявляет и показывает, что у нас появилось уже очень много внутренних курортов, которые готовы предоставить гостям разнообразный досуг, созерцание уникальных природных достопримечательностей и качественный сервис. Мы будем собирать лучшие объекты, присваивать им своеобразный знак качества "Зеленое кольцо России", и через различные механизмы, через регуляторов рынка направлять к ним туристические потоки.

Такие объекты находятся в Алтайском крае, на Байкале, в Татарстане и Башкирии, в Калининградской области в районе Куршской косы, интересные объекты есть в Карелии, в Липецкой, Воронежской, Нижегородской, Ленинградской, Архангельской, Московской областях, в Тверской (на Селигере, в Завидово) – уже есть очень качественные объекты для отдыха. Практически каждый субъект федерации может представить хотя бы один туристический объект в эту качественную категорию.

 

 «Зеленое кольцо России»: туризм и патриотизм - фото 4

 

В какой стадии сейчас находится проект "Зеленое кольцо России"? Когда туристы смогут полноценно воспользоваться предлагаемым в рамках проекта сервисом? 

У нас сформирован экспертный совет, в который вошли представители Министерства культуры, Ростуризма, Министерства природных ресурсов и экологии, руководители туристических компаний и общественных организаций, ученые. В настоящий момент проходит регистрация системы добровольной сертификации "Зеленое кольцо России", к лету она должна быть готова. После этого, начиная с лета, мы начнет кропотливую работу по отбору проектов. На базе нашего сайта www.green-ring.ru мы планируем создать портал, на котором будет представлено три уровня объектов. Первый – прошедшие сертификацию и вошедшие в систему зонтичного бренда "Зеленое кольцо России". Второй – кандидаты в наш проект. И третьи – все остальные туристические объекты России.  

Многие объекты доступны только для избранных, особенно когда речь идет о местах, которые находятся на отдаленных территориях. Там великолепная природная красота – плато Путорана, Камчатка... Но добраться туда очень накладно в силу отсутствия каких-нибудь прямых рейсов. Стоимость транспортной компоненты может составлять до 90% от цены всей поездки. Сначала надо лететь на самолете, потом пересесть в вертолет, далее на моторную лодку или катамаран. Такого рода туризм не может быть массовым. Другая проблема связана с тем, что на большей части территории России природное окно для отдыха открывается  на короткий период, только на лето. То же упомянутое плато Путорана открыто для более-менее комфортного отдыха примерно  на два коротких летних месяца.

 

 «Зеленое кольцо России»: туризм и патриотизм - фото 5

Объекты вы будете находить сами, или их представители должны будут выходить на вас? 

Мы не в состоянии выбрать подходящие объекты по всей стране, живя в Москве. Но на территории России множество талантливых людей, патриотов, которые сами там, на местах, придумывают, выбирают, разрабатывают. Они нуждаются в поддержке. К их деятельности подключится наш проект.

Не кажется ли вам, что вопрос отдыха населения узковат, если говорить о развитии патриотизма?

Маловат, да дорог. Пусть каждый занимается своим делом для страны. Мы заходим со стороны туризма. Помимо услуг для отдыха населения задача проекта «Зеленое кольцо России» – подъем экономики регионов. Это поможет улучшить жизнь людей, населяющих их. Туризм при должном внимании со стороны федеральных, региональных властей и инициативных групп со стороны бизнеса будет развивать эти места, создавая турпоток и образуя некую турбулентность вокруг объектов отдыха. Сфера услуг возрастет в разы. Возникнут транспортные структуры, начнут развиваться кафе, рестораны, народные промыслы. Малый бизнес увеличит обороты. Туризм позволяет создавать такие кластеры, которые наполнятся соком культуры. Поднимется искусство: будут создаваться творческие коллективы, развиваться концертная деятельность. А поддержка национальной культуры во всех её видах способствует сохранению самобытности народа. И опять же – росту патриотизма.

Развивая проект «Зеленое кольцо», я считаю, мы сможет показать всему миру, что обладая такой громадной территорией, российский народ не только выкачивает из нее нефть, газ и использует другие богатства, которые подарила ему природа. Наши люди способны создать уникальную цивилизацию, сохранять флору и фауну, построить объекты инфраструктуры, сделать жить удобной и красивой.

 

 «Зеленое кольцо России»: туризм и патриотизм - фото 6

 

Легко ли дается развитие туризма в России?

Создание качественных курортов в условиях Севера, Дальнего Востока, Сибири – это непростая задача. Нужно все предусмотреть. Особенно с точки зрения безопасности. И тут не обойтись без инноваций. Если объект обособлен, находится где-нибудь в горах и может быть отрезан снежными заносами от населенных пунктов, то необходимо продумать заранее систему жизнеобеспечения. Например, создавать индивидуальную систему электроснабжения и  отопления, организовать производство собственных овощей и фруктов, строить фермы по выращиванию животных. На Севере использование инновационных технологий может дать возможность создавать объекты на вечной мерзлоте.

Как выглядит по проекту структура «Зеленого кольца»: головное предприятие, которому подчиняются маленькие туристические фирмы? Вы обеспечиваете поток туристов, а обслуживать клиентов  берут на себя организации на местах, так?

 «Зеленое кольцо России»: туризм и патриотизм - фото 7Нет, не так. Мы обеспечиваем инфраструктуру развития, мы помогаем создавать кровеносную систему отрасли. Есть Ростуризм, есть Минкульт, региональные Министерства туризма. Мы же создаем "акселератор", который объединит усилия энтузиастов и власти разных уровней.

Рассчитываем, что с помощью «Зеленого кольца России» разрозненная деятельность лучших "зеленых"  объектов отдыха в пределах страны преобразуется в объединенную сеть с единой концепцией. Так удобнее и проще выстроить систему обеспечения, выделять заслуженные поощрения и проводить брендирование.

Сами объекты не способны самостоятельно себя продвинуть?

Если объектом не занимались профессионалы маркетинга, то возникают большие сложности с продвижением всей затеи. Даже если созданы комфортные условия для туристов. Казалось бы, объект интересен, все в нем есть, сделано по уму, грамотно, тем не менее он не будет развиваться. Важно обеспечить профессиональное продвижение, для чего нужны специалисты‑маркетологи. Мы это делать умеем. Знаем, как создать бренд, как его продвигать, как «упаковать товар», чтобы покупатель захотел его взять, где его выставить и кому предложить. Это наша работа. У нас есть партнеры на региональных уровнях, знающие местный рынок, как свои пять пальцев. С кем попало мы не работаем. Рынок в масштабах страны мы интенсивно исследуем, изучаем лучший мировой опыт. 

И потом, не забывайте, что мы организовываем сеть, объединяя усилия всех объектов. Это дает возможность работать всей отрасли упорядоченно. Объекты не будут мешать друг другу и к тому же получат возможность развиваться максимально.

 

 «Зеленое кольцо России»: туризм и патриотизм - фото 8

 

Есть у вашего проекта конкуренты?     

Конечно же есть. Прежде всего все, что связано с отдыхом за рубежом. Мы должны убедить людей, привыкших к отдыху за рубежом, что новые ощущения и приключения ждут их совсем рядом. 

А внутренняя конкуренция?

Есть конкуренция по территориям: курорты Кавказа и Крыма – там уже сложился массовый туризм. У них есть большой плюс, для первого – традиции, для второго – традиция и патриотизм (после возвращения полуострова на родину). Кстати, мы будем развивать "Зеленое кольцо"  и в Крыму, и на Кавказе: там тоже есть объекты, которые не привязаны к побережью, они могут быть в горах, на реках и озерах.

Есть такой массовый пассивный вид туризма – отдых на море. Это, конечно, имеет право на жизнь. И солнце полезно, и купание в море тоже. Мы продвигаем со своей стороны природно-познавательный туризм, вид туризма, который развивается в мире огромными темпами, на 25-40% в год! И который позволяет познавать страну. Владимир Владимирович Путин недавно сказал, что наша национальная идея – это патриотизм. Я соглашусь с президентом. И у нас – патриотический проект.

 

 «Зеленое кольцо России»: туризм и патриотизм - фото 9

 

А цены? Сейчас не всякий россиянин может себе позволить отдых. Как тут быть с патриотизмом?

Россия большая страна, и это прекрасно, но транспортные расходы… У нас есть идеи, чтобы затраты на дорогу уменьшить. Кое-что уже предпринимаем, договариваемся. По правде сказать, если б мы не знали, что с этим делать, то не начинали бы работу над проектом. Но пока озвучивать рано.

Как скоро проект начнет работать в полную силу?

Я думаю, что для хорошей раскрутки нам понадобиться года два.

Ну что ж, будем ждать.

 

Юрий Андрийчук

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить