Волго-Балтийский канал. Русский Север. Часть 2

Волго-Балтийский канал. Русский Север. Часть 2 - фото 1Волго-Балтийский водный путь - это совокупность естественных и искусственных водных путей от Волги до Балтийского моря (Рыбинское водохранилище, Шекснинское водохранилище, водораздельный шлюзованный канал, Онежское озеро, река Свирь, Ладожское озеро и река Нева); в более узком смысле - то есть собственно Волго-Балтийским каналом считается участок водного пути длиной 367 км от Череповца до Онежского озера.

Волго-Балтийский канал проходит по трассе бывшей Мариинской системы - шлюзованного водного пути, построенного ещё в 1799-1810 годах и в последующие годы неоднократно реконструировавшегося. С момента открытия нынешнего Волго-Балтийского водного пути 27 октября 1964 года транспортное значение его неизменно возрастало, и грузопоток по нему постоянно увеличивался. В настоящее время канал работает практически на пределе своей пропускной способности.
Размеры шлюзов Волго-Балта составляют 270 на 18 м, их архитектура однотипна, что позволило при строительстве пользоваться одинаковыми деталями.
Волго-Балтийский водный путь в значительной степени ещё и лицо России для сотен тысяч иностранных туристов, посещающих нашу страну. По нему проходит большая часть круизного маршрута Москва - Санкт-Петербург, одного из самых популярных туров в Россию среди иностранцев.
Участок канала, проходящий по реке Ковже - самый красивый на Волго-Балте. Здешняя природа практически не тронута человеком, населенные пункты встречаются очень редко, да и те которые есть – это поселки лесозаготовителей. Ширина канала здесь очень небольшая.

Волго-Балтийский канал. Русский Север. Часть 2 - фото 2Волго-Балтийский канал. Русский Север. Часть 2 - фото 3
Волго-Балтийский канал имеет два склона: пологий южный (Каспийский) и крутой северный (Балтийский).
На южном склоне Волго-Балта, от Череповецкого гидроузла до шлюза № 6, проходит единый водораздельный бьеф с высотой 112,8 м над уровнем моря и протяженностью около 270 км, включающий гидроузел на реке Шексне с параллельными шлюзами № 7 и № 8, поднимающие суда на 13 м (шлюз № 7 - старый, с 1989 года здесь действует вторая нитка - шлюз № 8 с размерами 310 на 21,5 м), Белое озеро - 45 км, реку Ковжу - 70 км и водораздельный канал длиной в 39 км.
На северном склоне построены 6 шлюзов, по которым суда поднимаются до водораздельного бьефа на высоту более 80 м. Расстояние между шлюзами № 1 и № 6 всего 25 км.
Пахомовский гидроузел со шлюзом № 6 занимает особое место в системе Волго-Балта. Это самый высоконапорный и глубокий шлюз, высота его подъема составляет около 20 метров. Этим шлюзом заканчивается северный склон и начинается водораздел, ведущий к южному склону Волго-Балтийского канала.
Новинкинский гидроузел включает в себя шлюзы № 3, № 4 и № 5. Новинковская «лестница» интересна как с инженерной точки зрения, так и с эстетической. В этом месте на протяжении трех километров суда как бы съезжают по лестнице с высоты более чем 40 м. Пожалуй, это самое примечательное место на Волго-Балтийском канале: расстояние между шлюзом № 3 и № 4 небольшое и с верхнего бьефа четвертого шлюза внизу видна вся живописная долина и холмистые лесные просторы

Волго-Балтийский канал. Русский Север. Часть 2 - фото 4Волго-Балтийский канал. Русский Север. Часть 2 - фото 5Волго-Балтийский канал. Русский Север. Часть 2 - фото 6
Ниже находятся Белоусовский гидроузел со шлюзом № 2 и Вытегорский гидроузел, расположенный в 14 км от Онежского озера и состоящий из плотины, поднимающей уровень воды в Вытегре на 13,5 м, гидроэлектростанции и шлюза № 1.
Волго-Балтийский канал проходит по северной части Восточно-Европейской (Русской) равнины в природной зоне тайги, для которой характерно преобладание осадков над испарением, что вызывает заболоченность территории. Ландшафт территории очень разнообразен - большое количество крупных водоемов, относительно высокие моренные гряды в сочетании с низменностями, поэтому неизбежно различие в микроклимате отдельных участков и возникновение атмосферных явлений, обусловленных местными особенностями. Например: даже в ясный солнечный июльский день с Волго-Балтийского канала может дуть такой пронизывающий ветер, что в легкой одежде становится неуютно. Крупные озера в целом, как и везде, оказывают смягчающее влияние на климат - летом на их берегах несколько прохладнее, а зима наступает позже и за счет этого в целом теплее.
Средние многолетние температуры июля около +17 град С - примерно такие же, как в Петербурге, и чуть ниже, чем в Москве и Нижнем Новгороде (в последних - около +18 град С). Абсолютный максимум +36 град С. Среднее многолетнее количество осадков - 560 мм, большая их часть выпадает в виде дождя в теплый период года, меньшая часть (25-30%) - в виде снега.
К сожалению, график движения теплохода не позволил заснять все шлюзы. На фото зафиксированы выход из шлюза № 1 в Онежское озеро и вход из канала в шлюз № 7 на обратном пути. Об Онежском озере, реках Ковжа и Шексна, входящих в Волго-Балтийский водный путь, будет рассказано в следующих статьях.

 

Сергей Козлов

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить