Канал имени Москвы - уникальное гидротехническое сооружение, соединившее глубоководным путем Москву-реку с Волгой. Канал был торжественно открыт для движения пассажирских и грузовых судов 15 июля 1937 года. Он превратил столицу в порт пяти морей, обеспечил ее ценнейшим природным и транспортным ресурсом
Канал имени Москвы является уникальным гидротехническим сооружением – единственным в мире по своему инженерному исполнению, размерам и мощностям. Трудные условия рельефа и проходящая между Москвой и Волгой значительная возвышенность не позволяли сделать Канал самотечным, а только шлюзованным, с механической подачей воды. Таким образом, Канал построен в виде лестницы с гигантскими водяными ступенями, ограниченными шлюзами. Шлюзы пропускают суда при переходе с более низкого уровня на более высокий, и наоборот. Для перекачки воды с одной ступени на другую устроены насосные станции, которые поднимают ее на высоту 38 м.
На 128-километровой трассе канала построено восемь шлюзов: один на реке Волге в Дубне, пять - на северном склоне канала, два – на южном склоне. Три были созданы на Москве-реке для обеспечения судоходства в черте города.
Ежегодно по водным путям Канала имени Москвы проходит более 100 тыс судов и совершается свыше 50 тыс шлюзований. Помимо товаров и туристов, по Каналу в столицу попадает другой ценный груз – вода. Обводнение Москвы-реки, то есть наполнение ее водой из других рек, – стратегическая функция уникального инфраструктурного объекта. Москва-река практически на 80% состоит из волжской воды. Она поступает через сложную систему гидроузлов и сливается с Москвой-рекой недалеко от станции метро Щукинская. Столица ежесекундно расходует 10 куб.м воды, а принимает через Канал 35 куб.м, или около 1,5 млрд куб.м в год. Если бы не вода, поступающая по Каналу, Москва столкнулась бы с масштабной экологической и техногенной катастрофой: в начале 1930-х годов Москва-река настолько обмелела, что у Кремля ее можно было перейти вброд.
Обычно москвичи встречаются со своим каналом на Северном речном вокзале, но свое начала он берет от Иваньковского водохранилища у Дубны. Большинство теплоходов отходят от вокзала в первой половине дня и движутся по каналу примерно 15 часов. Максимальная скорость движения по воде внутри самого канала – не более 12 км/час. Скорость низкая для того, чтобы берега не размывались от волн. По водохранилищам ограничения скорости нет. До полной темноты теплоходам обычно удается пройти только шлюз № 3 у Яхромы. Расстояние между шлюзом № 3 и шлюзом № 2 - 42 км. Полюбоваться при дневном освещении шлюзами № 1 у Дубны и № 2 у поселка Темпы можно только направляясь из Дубны в Москву.
Сооружения канала создают замечательный архитектурный ансамбль; каждый шлюз имеет особый облик. Башни шлюзов имеют завершения в виде декоративных надстроек или скульптур.
Шлюз № 1 - однокамерный судоходный шлюз, входящий в состав сооружений Иваньковского гидроузла, но относящийся к Каналу имени Москвы, расположенный на реке Волге в восточной части Иваньковского водохранилища, в городе Дубне Московской области, предназначен для преодоления разницы уровня верхних и нижних бьефов водохранилища и реки. В шлюзе суда поднимаются/опускаются на 11 м. Архитектор Волжского узла - И. К. Белдовский.
Рядом со шлюзом в 1937 году был установлен памятник В.И. Ленину, работа скульптора С.Д. Меркурова. Высота гигантского образа вождя мирового пролетариата - 37 м, вес - 540 т. Памятник Ленину второй по величине памятник в России (по габаритам его превосходит только памятник в Волгограде). Памятник имеет статус объекта культурного наследия регионального уровня. Местные жители надеются, что реставрация памятника рано или поздно состоится, территорию приведут в порядок и сделают еще одну зону для отдыха со смотровой площадкой.
На противоположном берегу, если смотреть от памятника, среди деревьев можно заметить полуразрушенный постамент, точно такой же, как у монумента. В 1937 году там был установлен аналогичный по размерам памятник И.В. Сталину, снесенный в 1961-м. Сегодня это место вокруг пустующего постамента - одна из площадок для отдыха горожан.
Обычно маяки – сооружение для морской навигации. С постройкой судоходного канала возникла необходимость в таком важном навигационном сооружении, как маяк. Он появился на берегу канала в 30-х годах прошлого века и служил ориентиром для судов во время тумана. Волжский маяк по сей день является единственным речным маяком в регионе. Ввиду аварийного состояния маяк в настоящее время не функционирует – он огорожен и закрыт для просмотра.
Удивительно, но на канале имеются паромные переправы. Расстояние между шлюзом № 1 в Дубне и шлюзом № 2 в Темпах - 15 км: на этом участке канала расположены действующая паромная переправа № 1 на трассе Дубна - Конаково, недействующая паромная переправа № 2 в Карманово и действующая паромная переправа № 3 в Мельдино.
Шлюз № 2 Канала имени Москвы расположен в селе Темпы Талдомского района Московской области. Он представляет собой первую ступень подъема канала и состоит из однокамерного шлюза и насосной станции № 182. В камере шлюза суда поднимаются/опускаются на 6 м.
Над архитектурой сооружений гидроузла № 2 работал архитектор В.М. Лисицын. На верхних башнях шлюза были установлены скульптурные группы (скульпторы Ю.П. Поммер, А.А. Стемпковский), изображающие строителей канала. В настоящее время скульптурная группа сохранилась только на одной башне, от второй остался лишь постамент.
После прохождения Шлюза № 2 пейзаж по берегам канала стал уходить в туман и темноту, чтобы снова проявиться утром. А утром нас встретила столица нашей Родины – Город Герой Москва. Конечной точкой маршрута стал обновленный Северный речной вокзал.
Можно с уверенностью сказать, что Канал имени Москвы продолжает выполнять свои основные задачи: он поставляет чистую воду и служит прекрасным водным путем, благодаря которому столица стала портом пяти морей.
Также см. материалы:
Москва - порт пяти морей. "Московская кругосветка". Часть 3
Сергей Козлов
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON