Василий Климов: окно в мир. Орлиная охота на Цейлоне

На острове Цейлон, в окружении невысоких туманных гор, притаилось заповедное озеро – Миннерия. Здесь когда-то давно был создан заповедник диких цейлонских слонов, которых на острове сегодня осталось чуть более 5-и тысяч.


...Идет дождь, нудный мелкий дождик, очень похожий на наш. На фоне низких гор, покрытых лесами и туманами, в окружении дикой зелени, лежит озерное зеркало. На просторных отмелях озера пасутся стада диких слонов. Издалека гиганты кажутся мошками, но подьезжая ближе видишь, как они медленно и величественно двигаются, пасутся, захватывая хоботами и срывая пучки высокой мокрой травы. Вокруг слонов кипит своя жизнь – десятки цапель разных видов шуршат у них под ногами, выхватывая взлетающих насекомых.

ВИДЕО


На вершине дерева сидит большой сероголовый орел-рыбак (Ichthyophaga ichthyaetus). Как истинный властелин этих мест, он властно и величественно осматривает свои владения. Одеяние его очень элегантно. Цвет оперения тела темно-бурый, точеная головка и шея до средины - светло-серые, ноги, живот и хвост на две трети – белоснежные. Концы крыльев и хвоста обрамлены черным. Глаза у него желто-карие, а вид – самый величественный и царский.

Василий Климов: окно в мир. Орлиная охота на Цейлоне - фото 1

Вдруг он распахнул свои громадные крылья и как с горки ринулся вниз, к озеру. Вот он спикировал к самой поверхности воды и неуловимым движением выбросив вперед когтистую лапу, выхватил из воды ...огромного сома, величиной с себя! Мирно дремавший в теплой воде, среди водной флоры, сомяра, видимо не ожидал такого подвоха и, оказавшись в воздушной среде, яростно замахал своим черным хвостом, разбрызгивая воду. Бедного орла, который видимо немного не рассчитал своих сил и отчаянно заработал крыльями, что бы унести свою тяжеленную добычу, закачало из стороны в сторону! Но он не сдавался, мерно махал крыльями, держал в когтях брыкающегося сома и медленно, но верно приближался к берегу. Скорость его при этом была такова, что рыбина из-за сопротивления воздуха болталась где-то далеко сзади, удерживаемая когтями лап. Достигнув береговой кромки, рыбак тут же приземлился в траву, усевшись сверху на сома. Передохнув, он принялся за трапезу.

Я пулей выскочил из джипа и, прячась за кустами, на полусогнутых ногах помчался в сторону орла. Вскоре мне пришлось покинуть зеленые укрытия и приближаться к сцене уже по открытому пространству. Постаравшись не делать резких движений, медленно приближаюсь и вот, уже могу все это снимать. Орел увидел меня, тщательно огляделся, как бы выясняя, не крадется ли еще кто-нибудь к нему и ...продолжил клевать рыбину. Видимо, здесь, на заповедном озере, у него вообще нет врагов и он в любой ситуации чувствует себя комфортно. Приближаюсь метров на 30 и опускаюсь на одно колено, обеспечивая устойчивость при сьемке длиннофокусной оптикой. Мне видно в обьектив, как шевелятся перья на шее орла, когда он нагибается к рыбе. Но вот рыбак поднял голову и решив, что трапезничать лучше в одиночестве, расправил крылья и полетел в сторону леса. При этом сома он и не подумал бросить, а потащил с собой. Еще живая рыбина начала дергаться, широко мотать хвостом и орла на лету качает слева-направо, но он твердо держит свой курс! Пролетев метров сто, он опять сел в траву, видимо, немного устав таскать такую тяжесть. Поднимаюсь с колен и опять бегу за орлом, желая выяснить, как он себя поведет, бросит или нет свою добычу? Пока я подходил ближе, он спокойно, без тени волнения ожидал меня. В его позе было что-то вечное и достойное. Он и не подумал забеспокоиться, засуетиться, отдать кому-то там свою добычу, нет. Он был спокоен и величественен. Голову держал высоко и гордо. Да и кого ему бояться, он же здесь, на озерах, руслах рек и лагунах Южной Азии, полновластный хозяин жизни. Все боятся его – звери, птицы и рыбы. Ареал этого орла распространяется на всю Индию, Цейлон, Юго-Восточную Азию, вплоть до Борнео и Филиппин.
Отдохнув, рыбак опять взлетел, удерживая рыбину одной лапой! На этот раз он долетел до первых деревьев и сел на одной из толстых веток, удерживая сома под собою. Тот еще живой, у него сочится кровь из ран и время от времени он взмахивает хвостом, как бы передавая всем нам свой последний привет...
Опять бегу по мокрой траве за этой милой парой, ожидая, что вот теперь-то орел точно бросит сома и его удастся спасти! Но орел твердо сидит на рыбине и глаз не сводит с меня. Наверняка он думает, что я рвусь отнять у него добычу! Подхожу метров на 20 и рассматриваю их в оптику. Вид у орла совершенно спокойный. Он осматривается по сторонам, бросает долгий взгляд на меня, как бы с усмешкой наблюдая за моими потугами его догнать. Затем опять взлетает и лавируя между кронами и сплетением ветвей, улетает вглубь леса, утаскивая свою заслуженную добычу...
Там мне его уже не найти, поэтому с некоторой грустью, весь мокрый, тихо бреду под дождем к нашему джипу. Прощай храбрый орел-рыбак, прощайте тихое озеро и стада древних гигантов-слонов на отмелях...

Из книги Василия Климова «Дикий золотой век или заповедный мир Природы и Свободы». Москва, Экоград, 2019, 160 стр, илл.

Подготовил Александр ПЕРЕПЕЧКО

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить