Спасо–Преображенский Соловецкий мужской монастырь. Русский Север. Часть 11

Спасо–Преображенский Соловецкий мужской монастырь. Русский Север. Часть 11 - фото 1Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь – духовный оплот православия на севере России и один из знаковых памятников истории страны. Он расположен на Большом Соловецком острове, крупнейшем среди островов одноименного архипелага. Основанный в XV веке Соловецкий монастырь веками служил крепостью веры и военной твердыней. Сегодня действующая мужская обитель принимает паломников и туристов, поражая гостей древностью своих построек и их архитектурной самобытностью.

Согласно легенде, первые жители Большого Соловецкого острова были преподобные Савватий, Герман и Зосима. Первыми поселились здесь Савватий и Герман. Их встреча произошла при устье реки Выг в 1429 году, они собрали свои вещи, состоявшие из припасов и орудия, и отправились к Большому Соловецкому острову на ладье, причалили на Сосновой губе. Пустынножители основались рядом с одним близлежащим островом, поставив крест и кельи.
В конце 1436 году на Соловецком острове был основан Спасо-Преображенский монастырь, успешно отражавший нападения шведов. Расцвет Соловецкого монастыря начался во второй половине XVI века, когда игуменом стал Филипп. При Филиппе стал утверждаться особый стиль жизни, присущий только Соловкам, позднее названный «Соловецкая культура». Здесь в первую очередь воспитывались такие качества как трудолюбие, верность христианским добродетелям, любовь к Отечеству. «Бога ради, живите любовью» - не уставал повторять Филипп. К началу XVII века в Соловецком монастыре были возведены мощные укрепления и сформирован собственный военный гарнизон. В XVII веке монастырь превратился в центр старообрядческого движения, чем вызвал недовольство властей, принявших церковные реформы патриарха Никона. С конца XVI века - место ссылки противников политического строя и официального православия. С 1920-х гг. здесь был лагерь особого назначения, в том числе для политических заключенных. Сначала Соловецкий лагерь принудительных работ особого назначения (СЛОН), с 1933 года - Соловецкое специальное (штрафное) отделение Беломоро-Балтийского комбината, с 1937 года - Соловецкая тюрьма Главного управления государственной безопасности НКВД. В 1939 году лагерь перевели, теперь здесь разместился учебный отряд Северного флота. Во время войны здесь работала школа юнг.

Спасо–Преображенский Соловецкий мужской монастырь. Русский Север. Часть 11 - фото 2Спасо–Преображенский Соловецкий мужской монастырь. Русский Север. Часть 11 - фото 3Спасо–Преображенский Соловецкий мужской монастырь. Русский Север. Часть 11 - фото 4
В 90-е годы памятники начали восстанавливать. Тогда же на острове открыли музей. Вернулась православная церковь. Сейчас Соловки имеют статус особо ценного объекта культурного наследия народов РФ.
Историко-культурный и природный комплекс Соловецких островов – единственный в своем роде по цельности и полноте сохранившихся в нем ансамблей и комплексов культовых, жилых, хозяйственных, оборонительных, гидротехнических сооружений, сети дорог, созданных культурной деятельностью Соловецкого монастыря. Его формирование происходило на протяжении с. XVI - нач. XX вв. Основные составляющие историко-культурного комплекса Соловецкого монастыря – центральный ансамбль, включающий крепость, храмовый комплекс, жилые, хозяйственные, гидротехнические и производственные постройки и сооружения. Многие здания, созданные в этот период, справедливо отнесены к числу выдающихся произведений древнерусского зодчества.

Спасо–Преображенский Соловецкий мужской монастырь. Русский Север. Часть 11 - фото 5Спасо–Преображенский Соловецкий мужской монастырь. Русский Север. Часть 11 - фото 6Спасо–Преображенский Соловецкий мужской монастырь. Русский Север. Часть 11 - фото 7Спасо–Преображенский Соловецкий мужской монастырь. Русский Север. Часть 11 - фото 8
Центром историко-культурного комплекса архипелага является архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря, замечательный по целостности сложной разновременной архитектурно-пространственной композиции, составленной из разновысотных, конструктивно связанных между собой построек, имеющих различное функциональное назначение. Целостность архитектурно-художественного облика ансамбля была обеспечено кратковременностью его создания (1552-1602 гг.), преемственностью конструктивных и творческих приемов, единством замысла основных зданий ансамбля – Трапезного комплекса (1552-1557 гг.) и Спасо-Преображенского собора (1558-1566 гг.). Построенные в позднейшие века колокольня (1777 г.), Никольская церковь с Ризницей (1831-1834 гг.) и Троицкий собор (1859 г.) были воздвигнуты на месте более древних предшественников и не нарушили единство сложившейся композиции монастырского ансамбля.
В Трапезный комплекс входит церковь Успения Богородицы с двумя приделами в третьем ярусе – Усекновения главы Иоанна Предтечи и Дмитрия Солунского, две обширные одностолпные палаты – Трапезная (483 кв.м) и Келарская. Трапезная палата принадлежит к числу шедевров древнерусского зодчества – самая большая одностолпная палата, выстроенная русскими мастерами в XVI в., она отличается красотой пропорций, высокохудожественным воплощением конструкций, профессиональным мастерством. Лаконичные монументальные решения фасадов ставят памятник в ряд лучших образцов русского зодчества. В нижнем ярусе здания, состоящем из просторных сводчатых подклетов, располагались хлебные службы – пекарня, просфоренная служба, квасоварня, мучные склады, хлебодарня, системы отопления помещений второго яруса.
Спасо-Преображенский собор - главный храм монастыря, двухстолпный, трехъярусный, шестипридельный. При строительстве собора зодчие придали ему особую монументальность, величественность, лаконичную выразительность крупных форм, сродни Трапезному комплексу. Сохраняя в целом образность, присущую новгородским постройкам, строители Собора внесли в конструкцию многие архитектурные приемы, присущие московскому зодчеству – шатровую конструкцию венчания храма, многоприделие, систему внутренних перекрытий и др., что придало собору своеобразие, ставящее его на особое место в зодчестве XVI в.
Вслед за завершением строительства Спасо-Преображенского собора приступили к строительству церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая (1577-1584 г.). Она была выстроена к северу от Спасо-Преображенского собора, так же, как и собор, была также двухстолпной, венчалась одной главой. На паперти церкви была размещена собственная звонница с часами. В конце К XVI в.в конструктивной связке с церковью возникают ризничная и оружейная палаты.
В 1602 году паперти всех зданий центрального храмового комплекса соединила между собой галерея-переход. Устроенный на высоких просторных арках, переход обеспечил возможность удобной связи между строениями. Сама галерея была крытой, кровля опиралась на прямоугольные столбы с невысоким парапетом ограждения между ними.
Храмовый комплекс является пространственным и символическим центром Соловецкой обители. Остальные постройки расположены концентрично, кельи монахов и хозяйственные корпуса обращены к храмам. Первоначально кельи были деревянными, периметральная каменная застройка появилась в XVI-XVII веках и в последующие столетия существенно изменила свой облик.
Храмы, не вошедшие в состав центрального храмового комплекса, но органично вписанные в периметральную застройку, вносят важные акценты в облик монастырского ансамбля. Это Благовещенская (1596-1601 гг.), Филипповская (1798-1799 гг.) церкви, а также церковь «Утоли моя печали» (1906 г.). Разные по высоте и объему, эти храмы придают архитектурной композиции монастыря особую живописность, усиливая образ многокупольного Града.

Спасо–Преображенский Соловецкий мужской монастырь. Русский Север. Часть 11 - фото 9Спасо–Преображенский Соловецкий мужской монастырь. Русский Север. Часть 11 - фото 10Спасо–Преображенский Соловецкий мужской монастырь. Русский Север. Часть 11 - фото 11Спасо–Преображенский Соловецкий мужской монастырь. Русский Север. Часть 11 - фото 12
С юга и севера к центральному храмовому комплексу примыкают хозяйственные дворики. В Южном дворике сохранился комплекс сооружений, связанных с мельничным делом. Каменная водяная мельница XVII века была поставлена на месте деревянных предшественниц и являет собой замечательный образец древнерусской промышленной архитектуры. Большая насыщенность декором придает зданию нарядность, необычную для аскетичной соловецкой архитектуры. Живописная арочная галерея соединяет мельницу с Сушилом, древнейшей хозяйственной постройкой монастыря, воздвигнутой в XVI веке.
Северный дворик первоначально был ремесленным центром обители. Здесь сохранились здания Рухлядной (конец XVI в.), Портной (1642 г.) и Иконописной (1615 г.) палат, а также корпус Кожевенного склада (1619 г.). В последующие столетия эти здания перестраивались и меняли свое назначение.

Сергей Козлов

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить