В период с 6 по 13 июля 2016 года я совершил железнодорожно-автобусно-паромный тур по странам Скандинавии, в т.ч. и с велопознавательными целями.
1. ВЕЛОФИНЛЯНДИЯ.
7 июля 2016 года Финляндия встретила нас холодной промозглой погодой при температуре воздуха 13 градусов. В глаза сразу бросилось наличие велопешеходных тротуаров, велодорожек или велополос на ВСЕХ(!) улицах Хельсинки и почти полное отсутствие велосипедистов. А вот общественного транспорта и пешеходов было более, чем достаточно. Однако после проведенных грубых статистических замеров выяснилось, что на 10 автомобилей приходится 2 велосипедиста. Поэтому общая модальная картина получается примерно следующей: пешеходы – около 40%, ОТ – около 40%, автомобили - около 20%, ВЕЛОТРАНСПОРТ – около 5% пассажиропотока (что в 100 раз больше. чем в Москве).
Хельсинки: пешеходы, автомобили и велопрокат есть, а велосипедистов – нет.
Присмотревшись, однако, я понял, что, судя по количеству велосипедов на парковках у вокзала, порта, офисов и других рабочих мест, велосипедисты сейчас все на работе, а не в поездках. Местные велолюбители сказали мне, что зимой велосипедов в 2-3 раза меньше, но некоторые люди все-же ездят и в мороз. Сильных морозов в Хельсинки практически не бывает: Гольфстрим, однако.
Город-крепость-музей Свеаборг(Суоменлинна). 800 человек живут, работают и ездят.
Почти на всех улицах Хельсинки и Турку действует режим «успокоения» движения: скорость ограничена 30-40 км.ч. Велопарк практически на 100% состоит из городских велосипедов, есть также немного шоссейных и почти отсутствуют МТБ.
2. ВЕЛОШВЕЦИЯ.
В Швецию нас доставил паром VIKING GRACE размером чуть короче «Титаника» (но шире его). Стокгольм сразу поразил обилием велосипедистов. Все ехали на работу, ехали быстро (быстрее 22 км.ч). 1/3 велопарка – шоссейные велосипеды. Они летают под 30 км.ч и выше. Не случайно большинство велосипедистов используют шлемы. При этом все едут с большим запасом мощности, многие очень элегантно одеты, особенно девушки. По словам местных велолюбителей практически везде на рабочих местах созданы благоприятные условия: душ, шкафчики для переодевания и просушки одежды и т.д. Примерные статистические замеры дали следующую модальную картину: пешеходы – 40%, ОТ – 30%, автомобили – 15%, велосипеды – 15%. Да, да, велосипедистов в Стокгольме не меньше, чем автомобилистов. Велодорожки, как правило, отделены от проезжей части или приподняты над ней. На узких улицах автомобильное движение запрещено или ограничено. У светофоров перед поворотом налево везде площадки для перестроения велосипедистов: они поворачивают налево (в наших ПДД это запрещено) первыми, перед автомобилями. Город очень холмистый, что не мешает жителям активно использовать велотранспорт даже зимой.
Шведская велобабушка лихо взлетает в горку на пониженной передаче.
Велосипедистов в Стокгольме много и они повсюду.
3. ВЕЛОНОРВЕГИЯ.
А вот в Норвегии велосипедистов мало, хотя на всех улицах есть велодорожки или велополосы. Парк велосипедов почти целиком состоит из городских велосипедов. Повсюду подзарядки для электромобилей. Много велотуристов, приезжающих полюбоваться сказочными красотами этого королевства. В гостиницах предлагают бесплатный прокат велосипедов. А вот автомобиль содержать очень дорого: 120% налог на покупку авто, бензин 2 евро за литр и очень высокий ежегодный транспортный налог.
Норвежцы, в основном, используют самые простые велосипеды.
Центральная площадь Осло перед ратушей: велосипедистов, увы, NET.
Личный водный транспорт жителей Осло
4. ВЕЛОДАНИЯ
Мы приплыли на пароме в Копенгаген в сильный дождь и вместо нескончаемого велопотока я увидел лишь пустынные велодорожки и шеренгу невостребованных прокатных электровелосипедов, да одинокого велопапашку, который вез своих малышей в детский сад в закрытой велоколяске. С него же бедного ручьями лилась вода. Я спросил у местных велолюбителей о велонакидках и велосапогах (их практически никто не использует). Мне ответили, что это неудобно, т.к. погоды в Скандинавии нет, есть лишь состояние атмосферы, которое меняется каждые 5-10 минут, а постоянно одевать или снимать такие велодоспехи очень накладно по времени, да и неудобно.
Современный велосипед неоправданно уязвим для непогоды даже в Копенгагене.
Дождь есть, велосипедов – нет
Но как только дождь стих, повсюду появились велосипедисты. По развитию велоинфраструктуры Копенгаген не отличается от других городов Скандинавии: такие же велопешеходные тротуары, велодорожки и велополосы, такие же велосветофоры и велоплощадки для левого поворота и такие же веломосты над автострадами. Но используют велосипед в Копенгагене чаще, чем где- либо.
Поток велосипедистов (если нет дождя) почти в 2 раза превышает поток автомобилей. При этом соотношение вел/автопоток в центре старого города -3/1 (в пользу велосипедов) а на центральных городских магистралях – 1/5(в пользу автомобилей). Отличительная особенность копенгагенского велопарка: большая (около 10%) доля грузовых велосипедов для перевозки различных грузов и детей. Зимой велопоток сокращается лишь на четверть. Приблизительно 1/4 велопарка составляют шоссейные велосипеды с крыльями и багажником. Много карбоновых шоссеров. Характерной для всех скандинавских стран чертой интермодальности является использование автомобилей с расположенными сзади велобагажниками для 3-4 велосипедов. Между городами используется автомобиль, внутри города – велосипед.
Рост доли велотранспорта в Скандинавии практически прекратился, т.к. велотранспортную сеть уже некуда развивать, а ярые приверженцы автотранспорта скорее более склонны пересаживаться на комфортные, защищенные от холода и влаги микроэлектромобили, чем на велосипед, пусть даже и электрический.
Станислав ХУДАТОВ,
вице-президент ВТС.
14.07.2016.
Источник: