Русский Север многим туристам кажется заманчивым и удивительным краем. На Севере остро ощущается подлинный масштаб человека на земле - человека перед стихиями, мощью природы или богом, каждый называет это по-своему.
Маршрут круиза Москва - Соловки - Архангельск - Москва - довольно-таки редкий, но очень интересный маршрут. Он начинается от Северного речного вокзала Москвы по каналу имени Москвы до Дубны. Далее по Волге до Рыбинского водохранилища. Затем на север до Волго-Балтийского канала, по Онежскому озеру на север в Беломоро-Балтийский канал до Белого моря. Путь проходит по малообжитым, живописным местам, теплоход преодолевает много шлюзов, реки сменяются бескрайними просторами водохранилищ и озёр.
Соловки - это архипелаг в Белом море, в состав которого входит более 100 больших и маленьких островов. Архипелаг находится в 165 км от Полярного круга. Это сказочный край озер, многочисленных болот и бескрайних лесов, богатых ягодами: морошкой, брусникой, клюквой, черникой. Здесь остались и следы более древних культур: саамов и поморов, промышлявших у побережья морского зверя и рыбу. К берегам Большого Соловецкого острова в конце мая или начале июня приходят белухи и остаются здесь до августа, задерживаясь порой до сентября.
Круиз, начинающийся 29 августа 2022 года - последний летний круиз на Соловки. Была надежда, что на Белом море можно ожидать хорошую погоду. Этот круиз позволяет составить представление, насколько тяжело и непросто жить и выживать на русском севере. Начало осени в центральной России почти не заметно, но на Соловках погода уже совсем иная. Контраст теплой Москвы-реки и северного Беломорканала разителен. Однако в этом году с 1 сентября по всей центрально-европейской части России начались аномальные холода с дождем и контраста не получилось.
Далеко не все теплоходы могут пройти этот путь, некоторые из рек, по которым он пролегает, непроходимы для больших судов, а малые речные суда не могут безопасно выходить в Белое море. Речной круизный лайнер «Русь Великая» относится к универсальному типу судов «река-море, который может напрямую ходить до Соловецких островов. Стоянка теплохода непосредственно у Большого Соловецкого острова.
Первоначально судно под именем «Генерал Н.В. Ватутин» было построено в декабре 1960 года по проекту 588 (тип «Родина») на заводе VEB Mathias Thesen Werft, город Висмар, Германия, для Минречфлота РСФСР.
Всего за период 1954-1961 годов по проекту 588 было построено 49 трехпалубных теплоходов. Теплоходы были построены в двух сериях: Серия I тип «В. Чкалов» (1954-1956 гг.) - 11 судов; Серия II тип «Космонавт Гагарин» (1957-1961 гг.) - 38 судов. Теплоход «Генерал Н. В. Ватутин» стал сороковым в серии под строительным номером 140.
В 1995 году судно было выведено из эксплуатации и до июня 2010 года находилось в затоне. С 2011 по 2013 года прошла его модернизация по проекту РЕГК.002. Модернизация проводилась с учетом условий плавания в Белом море. По сути, от судна остались только шпангоуты, остальное все новое. Была произведена полная замена обшивки, установлены новые двигатели и подруливающие устройства, измена планировка палуб и кают. Во всех каютах оборудовано: санузел с душем, кондиционирование, тв. Теплоход «Генерал Н. В. Ватутин» был переименован в «Русь Великая» и 11 апреля 2013 года введен в эксплуатацию.
Основные характеристики теплохода: водоизмещение 1 557 т, дедвейт 315,4 т; длина 95,6 м, ширина 13,5 м, осадка 2,44 м; мощность двигателя 900 л.с.; скорость хода 23 км/час; может вместить до 196 пассажиров (первоначальная вместимость – до 364 чел.).
В 2021 году был проведен плановый ремонт: замена окон в каютах на шлюпочной и средней палубах, установлены открывающиеся окна, соответствующие классу теплохода «река-море». Произведена замена напольного покрытия на палубах, частичная замена мебели в каютах.
Нужно отметить, что модернизация ухудшила внешний вид судна. Вместо передней трубы появилась угловатая надстройка, исказившая динамичный силуэт. Да и к внутренней перепланировке есть претензии: для увеличения площади кают коридоры заузили до такой степени, что в них трудно разойтись, межпалубные трапы очень крутые и с низкими потолками, кроме того, они так замаскированы, что их тяжело найти. В носовой части судна не стало салонов для отдыха и игр.
Собственником теплохода «Русь Великая» является группа компаний ООО «Экспресс-Тур» (г. Пермь), в ее состав и входит круизный флот «РУСИЧ». 25 апреля именно теплоход «Русь Великая» первый в Москве открыл круизную навигацию 2022 года.
Итак, вперед к новым впечатлениям!
Сергей Козлов
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON