Все, кто учился в советских школах, знают, что когда-то на свете жили первоптицы – археоптериксы. Это были полностью оперенные летающие ящеры, которые со временем и дали все сегодняшнее многообразие птичьего мира. А живут ли они в Природе Планеты сегодня?
...Дельта великой южноамериканской реки Ориноко встречает меня бесконечным речным простором, множеством ериков и непроходимыми джунглями. Когда плывешь на каное по этим естественным каналам, как в зеленом тоннеле, где на каждом шагу тебя караулят свернувшиеся в листве анаконды, а дождевой лес полон непонятных шумов и криков, то ощущаешь себя маленьким древним человечком, познающим опасный и тревожный Мир Джунглей Тропиков!
Плывем в зеленом полумраке и вдруг видим справа от нас, на ветке разворачивается какая-то, совершенно необыкновенная «Жар-птица»! Вся яркая, темно-оранжевая, с венцом на головке, с длинным развернутым хвостом и веерными крыльями, довольно мясистая, величиной с фазана, она смотрит на нас сверху вниз, как Принцесса, - на какой-то мелкий сброд и собирается отлететь прочь, расправив огненно-оранжевые крылья. Но, развернувшись, она начала медленно перебираться с ветки на ветку. Тут же нашлась еще одна и еще две. Ба, да их здесь целая стая! Перед нами – живая Сказка и Легенда сельвы: Их Величество Гоацины! Эти птицы древние и таинственные, настоящие живые реликты! Оказывается, они напрямую произошли от первоптиц, - ...археоптериксов!
В 1860 году, в каменоломнях Зольнхофена (Бавария), на известняковых плитах были обнаружены отпечатки оперенных хвостатых ящеров, с когтями на трех пальцах передних оперенных конечностей. Наука дала этим находкам имя: «археоптерикс», что значит «древняя птица». Все его тело, кроме ног, головы и верхней части шеи, покрывали перья, развившиеся из ...чешуи рептилий - ящеров! Становясь все больше и плотнее, они в конце концов позволили ему планировать с ветки на ветку, как это и сегодня проделывает ящерица летучий дракон, с помощью кожных складок, натягиваемых между лапками вдоль боков.
Очевидно, что археоптерикс умел превосходно лазить по деревьям. Один из четырех пальцев его ног торчит назад, явно противопоставляясь остальным, крепко при этом, захватывая ветку. Помогали ему лазить по деревьям и когти на наружном крае крыла. Такие же когти на крыльях есть у сегодняшних птенцов гоацинов. Если потревожить их гнезда, то птенцы, шустро выбираются из гнезда и удирают, карабкаясь по веткам, за которые они хватаются не только пальцами ног, но и... крючками на крыльях. Если же потрясти дерево, на котором в гнезде сидят малыши, то он плюхается в воду... и уверенно плывет к берегу, порой надолго полностью скрываясь под водой! Ныряя под ходульные корни мангров, малыш прячется в переплетении ветвей, где его не найти никому! Выбравшись затем на сушу, он карабкается на родное дерево, чтобы опять сесть в свое гнездо и получить порцию пищи от родителей.
Видимо, читатель уже понял, что описываемый археоптерикс, - это копия нашего гоацина Opisthocowmus hoazin. Обитает это удивительное создание в бассейне Ориноко и в северной Амазонии. На сегодня – это отдельный отряд птиц, и самая загадочная птица планеты! В Х1Х веке ученые относили их даже не к птицам(!), а к некому промежуточному виду между пернатыми и рептилиями. И однако же они, безусловно, гораздо более искусные летуны, чем археоптериксы, — ведь у них, как и у всех современных птиц, есть облегченный, птичий скелет, приспособленный за последние 140 млн. лет к нуждам полета.
Аборигены Южной Америки иногда собирают и едят яйца гоацина, самих же птиц добывают очень редко, только в случае крайнего голода. Гораздо опаснее охоты для птиц оказалось влияние цивилизации и разрушение среды обитания. Но ему и тут повезло: низкие переувлажненные земли, пересеченные протоками и старицами, неудобны для сельского хозяйства, строительства и прокладки дорог. И хотя колонии гоацинов, оказавшиеся по соседству с человеческими поселениями, обычно постепенно угасают, в большинстве мест обитания удивительная птица по-прежнему процветает, не снижая своей численности.
Из книги Василия Климова «Аскания-Нова» - земля заповедная». Фотоальбом, Х., «Надднепр.», 2005