...Древняя Танганьика. Через красивый тропический лес, растущий на внешнем склоне кратера Нгоро-Нгоро, мы взбираемся на вершину гребня. Перед нами открывается гигантская голубая чаша кальдеры древнего вулкана. Вдали, у горизонта, смыкаются воедино синие стены кратера, заросшие лесом, а далеко внизу, на нежно-зеленом днище светлеет пятно живописного озера Магади, отражающего собою облака, слева темнеют островки леса и кустарников.
Вся ширь днища усеяна темными точками - это бесчисленные стада диких животных копошатся внизу, как малые дети на груди древнего великана-вулкана. Нависающие над кальдерой белые пушистые облака, на ярко-синем небе, дополняют величественную картину, придавая ей неповторимый колорит.
Спускаемся вниз. Выходящее из-за облаков солнце освещает изумрудную долину, усеянную крупными желтыми цветами, по которой изящно бегут, трепеща на ходу крыльями, двое статных страусов. Оба высокие, красивые, гордо подняв головки, они как маховиками работают без устали длинными мускулистыми ногами, легко, как балерины, неся себя по воздуху, укутанные в бархатные, перья как в газовую черную накидку. В такт бегу их шеи, с маленькими головками, качаются вперед-назад. Мы пытаемся как-то удержаться на скорости за ними, что бы заснять эту красоту! Но в высокой траве вскоре безнадежно отстаем, двигатель плещет паром, закипает и мы останавливаемся, понимая наконец, ну куда этой технике, этим «железкам» за дикой и быстрой, как ветер стремительной птицей? Нас сразу берет в плен тишина, гул ветра, щебет птиц в вышине и шелест шелковых степных трав, зовущих успокоиться и нырнуть в их зеленую глубину. Страусы же быстро удаляются, скоро превращаются в две маленькие точки и исчезают совсем...
Эти несуразные оригинальные птицы, пришедшие к нам из глубины веков, встречаются на просторах Африки совсем нечасто и их таинственная жизнь покрыта мраком и неизвестностью. В отличие от летающих килегрудых птиц, это создание — плоскогрудое, не летающее, а бегающее. Из всех современных птиц африканский страус – самая крупная, достигающая роста трех метров и веса в полтора центнера! В нем все необычно – огромные ноги с двумя когтистыми пальцами на конце, которыми он с легкостью может распороть своему врагу живот, маленькая змеиная головка на длинной шее, пушистое оперение, кардинально отличное от такового других птиц, плоскогрудость и многое, многое другое.
Потребляющий в основном растительность, страус имеет трехкамерный желудок и огромную слепую кишку, где бактерии и простейшие расщепляют для него клетчатку на сахара. Развивающий скорости до 75 км/час, он обладает отличной сердечно-сосудистой системой – месячные малыши уже способны разгоняться до 50 км/час. К тому же наш герой способен еще прыгать на полтора метра вверх! А так же проплыть 2-3 километра по бурному, штормовому морю! Такой уникальный случай отмечен недавно в ЮАР!
Он большой непоседа и бродяга, ведет в основном кочевой образ жизни и за световой день может пройти и пробежать до 100 километров. Ищет он обычно корм и воду, до которой большой охотник. Но в пустыне не унывает и без воды, питаясь сочными листьями растений и плодами, собирающими в себе воду. Обеспечивая свои 120-150 кг веса пищей, он поглощает много зелени, плодов, семян, цветов, корешков, улиток, не проходит мимо насекомых и личинок, а также мелких млекопитающих, ящериц, черепашек и птиц. Особенно предпочитает саранчу, тучи которой время от времени накрывают саванну.
ВИДЕО
Маленькая головка с огромным клювом и глазами, больше похожая на змеиную, чем на птичью, смотрит на мир с высоты трех метров, ловко поддевает саранчу и вообще готова проглотить все живое и неживое, что пролезет в ее горло. В их желудках находили монеты, гвозди и даже золотые часы, причем все это благополучно там переваривается! Особую любовь они, подобно сорокам, проявляют ко всему яркому и блестящему. В зоопарках это монеты и пуговицы посетителей, ключи, а в саваннах блестящие камешки и даже драгоценные камни — алмазы и рубины. Один из них проглотил более 50 алмазов! Вот так сейф!
Привычка страуса нагибаться к земле за насекомыми или семенами и укладывать головку на землю при отдыхе, снискали ему славу "прячущего голову в песок". Да, он может при опасности замирать, прижавшись к земле и в условиях дрожащего горячего воздуха пустынь легко подумать, что птицы прячут головы в почву, но в критические моменты они все же нападают или спасаются бегством...
Из книги Василия Климова «Дикий золотой век или заповедный мир Природы и Свободы». Москва, «Экоград», 2019, 160 стр, илл.
Подготовил Александр ПЕРЕПЕЧКО