Окно в мир Василия Климова. Песни тропических лесов

...На заре, когда солнце еще не показалось из-за горизонта, а воздух чист и свеж, тропические леса Юго-Восточной Азии наполняются непонятными мелодичными звуками! Неизвестные создания своими ангельскими голосами придают окружающему нас сумрачному и суровому лесу налет мистики и волшебства!!!

Волны слаженных звуков разносятся под пологом древних азиатских лесов, возвращая нас в древнее прошлое планеты. Что это и кто это? Что за певцы нарушают покой дикой лесной чащи такими мощными и чистыми голосами?

Окно в мир Василия Климова. Песни тропических лесов - фото 1Я пробираюсь через тропические заросли, поваленные деревья и колючие кусты вперед, не замечая преград, стремясь найти источники этих волнующих звуков! Песни несутся откуда-то сверху, из под самых крон. Наконец, я у цели и вижу в оптику, как устроившись на верхушках самых больших деревьев, подперев подбородки коленями и ухватившись длинными руками за сучья, чудесные лохматые создания начинают свое утреннее хоровое пение. Самцы и самки - сквозь разделяющую их листву поют друг другу свои серенады. Издаваемые ими звуки разносятся по всей лесной долине, а с противоположных скал слышатся ответы соседней семьи таких же певунов. Так вот это кто! Своим ангельским пением дождевой лес оглашает хор высших азиатских приматов, - ...гиббонов.
Подняв голову к небу, они надрывно и сосредоточенно делают свое важное дело, - поют и поют. Им отвечают другие группы певцов и вот уже все джунгли в округе накрываются этими песнопениями! Все гиббоны, - от мала до велика, с писклявыми детскими взвизгиваниями и низкими басовитыми возгласами самцов (диапазоны их голосовых звуков шире человеческих), пели одну и ту же песню. Это была настоящая мелодия, начинавшаяся с ноты «ми» и переходившая в полную октаву, после чего голоса начинали гибко выводить трели. Каждый звук открывался нотой «ми», а потом вся рулада развертывалась в мажорной, ликующей тональности. Достигнув максимума в полноте звучания, гиббоны начинали трепетать всем телом, и звуки постепенно снижались каждый раз на четверть тона.

ВИДЕО

У гиббонов есть целый репертуар окликов и звуков, но утреннее представление считается образцом их хорового пения. Они — единственные живые существа в природе, кроме человека, которые способны петь чистыми голосами и выводить ...мелодию. Их голос аналогичен человеческому (как бы это ни было кому-то неприятным!) и они являются замечательным примером изощрённой и многосторонней акустической коммуникации у приматов. Это единственные по-настоящему поющие приматы (кроме нас) из всех млекопитающих. Есть в мире еще одни «поющие» обезьяны, - это ревуны из южноамериканской сельвы. Они также часами напряженно и старательно ревут, оповещая мир о себе и своей территории. Но их рев гораздо примитивнее и не имеет такой амплитуды, сложности и мелодичности как у гиббонов.
Зачем они поют? Пение для гиббонов - это не только способ заявить о себе, поддерживать контакт между партнерами, но и средство предупредить соперников, чтобы они держались подальше от дерева, занятого этой парой. Самцы поют тем чаще, чем больше холостяков крутится в округе! А когда опасности нет, они вообще помалкивают! Возможно, те сородичи, кто слышит эти песни, по их звучанию составляют представление о телосложении и социальном статусе поющей пары. Кроме того, пение позволяет судить о прочности семейных связей: чем слаженнее дуэт, тем больше практика у певцов. Гиббоны – моногамы и создают семью на всю жизнь, поэтому пение для них - основной способ укрепить супружеские связи. По каждой песне соперники могут определить истинное физическое состояние владельца самок и участка и насколько он готов все это защитить. Певцов с особенными, «сильными» песнями, холостяки обходят стороной.
Сама песня, и процесс пения ...завораживают наших героев и ...возбуждает. Пропев руладу, с напряжением и старанием, артист молча ...бросается с ветки вниз, в пропасть, между деревьями, летит по воздуху, ловит на лету своей кистью подходящую ветку, делает кульбит – «солнце» на одной руке(!), перелетает на другое дерево, потом на третье и бесится там. Этим он сбрасывает свое излишнее возбуждение, которым заряжает его пение. Эмоционально разгрузившись и успокоившись, он отдыхает, а потом заводит новую песню, новую историю своей жизни и своего племени....
Эти моменты, - постоянное чередование своих песнопений с полетами по кронам, я наблюдал у нескольких видов гиббонов, - у белоруких, черношапочных и черного хулока.
Василий Климов

 

Подготовил Александр ПЕРЕПЕЧКО

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить