Окно в мир Василия Климова. Песни Сельвы Южной Америки. Ревуны

В путешествии по реке Ориноко (Южная Америка), мы ночевали в маленьком речном отельчике, на сваях. Всю ночь какие-то невидимые и неизвестные звери надсадно орали и орали на всю ночную сельву. Звуки разносились над водой и летели дальше, на 3-5 км. Это было настолько необычно и тревожно, что утром мы начали допытывать наших провожатых – кто же это был? Ответ был очень простой: «Вопли обезьян». Что за это обезьяны, какие, - непонятно?


Ранним утром пробираемся на туземной пироге по протокам Дельты. Вот пошла череда высоких деревьев и среди ветвей шевелится что-то темно-рыжее! А вот еще и еще! И они надсадно кричат и кричат! Да это же рыжие или красные ревуны! Совершенно чудесные американские обезьяны, распевающие в сельве свои громкие песни! Так вот кого мы слышали сегодня рано утром!

  Окно в мир Василия Климова. Песни Сельвы Южной Америки. Ревуны - фото 1

На большой ветке огромной пальмы сидели два ревуна, - самец, покрупнее и его самочка. Юноша все время порывался реветь, но ему что-то все мешало. Наконец, он «запел» в полный голос, - выдыхая свой рев через вытянутые вперед губы. Он стоял на четвереньках, раскрыв рот, а его горло продолжало линию его тела. Видимо, это была специфическая поза, которая требовалось для большего резонанса звука! Подбородок его был вытянут вперед, горло напряжено, губы - трубочкой и он беспрерывно испускал удивительные стенания, которые доносились как из бочки. Поскольку этот рев продолжался непрерывно, без остановок на вдох, только чуть меняя регистр, я понял, что он производит его вдыхая и выдыхая воздух! Тут Ревун начал метаться по ветке, обращаясь то к сидящей к нам спиной самочке, то взывая ко всему «белому свету»! Он буквально не мог найти себе места, разрываясь между своей серенадой «Для-всего-мира» и возлюбленной, которая продолжала тихо сидеть к нам спиной! Что-то очень его возбуждало, - то ли само его пение (или – необходимость, потребность петь), то ли, - индифферентность его дамы? Тут мне пришла в голову мысль, - а может быть, он хочет, что бы Она тоже присоединилась к его страстному пению!? И он заставляет, принуждает ее к этому?

Самец продолжал метаться по ветке и реветь, реветь, реветь! Мы все поняли, что эти голосовые упражнения его отчаянно стимулировали и «заводили». Великий Инстинкт звал его огласить свои чувства на всю сельву и на весь мир! Пусть все в лесу слышат, что это - его владения и это - его девушка, в которую он влюблен и для которой исполняет такие страстные серенады!

Звук несется как бы из утробы примата, совершенно беспрерывно. Было ощущение, что ревун и рад бы остановиться, но не может! Самое интересное, что звуки «песни» наконец-то ...возбудили его самочку. Она повернулась к нам лицом и принялась ...подпевать самцу. Они обратили к нам свои напряженно открытые рты и вдвоем, в унисон, принялись истязать воздух, разнося по сельве свой необычный рев. Но при этом хвост самца исправно захватывал ветку и придавал ему устойчивость. Через какое-то время они оба успокоились, обнюхались, как бы удостоверяясь, что они – на «правильном пути» и, снова принялись за «дело»! При этом выражение их лиц было самое что ни на есть серьезное и сосредоточенное! Было видно, что мероприятие, которое они исполняют, - предельно важное и нужное для них!

ВИДЕО
А бывает, что на ветке рядком сидят сразу 5-7 ревунов и самозабвенно выводят свои рулады. А еще, - в большой стае ревунов есть запевала, - особь с особенно высоким и сильным голосом, который ведет «партию» и увлекает «на подвиг» всех остальных! А самые сильные взрослые самцы устраивают настоящие «конкурсы», старясь перепеть друг друга!
Рассматриваю Главу семейства. Размером он с большую собаку, важно сидит на ветке, обрывая с нее гроздья мелких плодов. Протягивая рыжую руку, он срывает очередную порцию и отправляет ее в рот. Хвост же его, несмотря на вертикальную позицию тела, крепко держится за другую ветку! Он сидит в листве, беспрестанно жует и с интересом поглядывает на нас в просветы. У него вполне осмысленный (человеческий) взгляд на коричневом голом лице, с широко расставленными ноздрями и рыжей шерстью, растущей уже на щеках и лбу. Эта же шерсть густо растет на «гортанных мешках», - резонаторах звука на нижней челюсти и создает подбородочный «подвес», - некое подобие огромной «бороды», от чего голова его кажется еще значительнее. Нас он не боится, но, в тоже время, не выходит на открытую позицию, предпочитая быть скрытым в листве. Опасение за свою сохранность превалируют в нем над его любопытством. Не дурак!
Причем, наш ревун даже не рыжий, а ярко-оранжевый! Особенно шерсть его «загорается», когда на нее падают лучи солнца. Тогда он просто «горит»! И его видно на огромном расстоянии. Природа подбрасывает нам очередную загадку, - почему зверь такой яркий, хотя «по идее», - должен маскироваться?! Видимо, он живет так высоко над землей, что ему нет смысла от кого-то прятаться, а яркое обличье помогает самцам в общении с самками!? Вообще-то у этих обезьян в сельве нет врагов, кроме ягуара! Между тем, наш герой прошел по ветке до ее конца и забрался в гущу зелени, пытаясь добраться до красивых фиолетовых цветов! Видимо, он тоже понимает толк в Красоте!? Но, по-своему. Он тщательно их обрывает своими тонкими пальчиками и ...отправляет в рот. При этом он висит на одной руке и ...хвосте! Интересно, что он чувствует себя вполне комфортно в любых позициях тела, даже если это - вниз головой! В какой-то момент ему нужно дотянуться до самых сладких почек или цветов, до которых не достают его длинные рыжие руки и ревун повисает на своем длинном ...хвосте, нижняя поверхность которого голая. Он дотягивается до лакомства и также, вися головой вниз, неторопливо все это поедает! Гурман и ценитель Красоты, понимаешь!
Стою как зачарованный и наблюдаю это чудо Природы. Передо мною - необыкновенное живое существо и, при этом, он, - наш дальний родственник! Казалось бы, что сложного в простых действиях обезьяны, - срывать мелкие плоды и их поедать! Но у зверя богатая мимика и на лице проходит целый ряд эмоций, от полного внимания к тому, что он делает, до некоторой рассеянности, переводу взгляда вдаль, вокруг себя, вверх и снова на плоды. При этом, не прекращая своих занятий, он, спокойно, как бы, невзначай, изучает меня своими карими глазами. Поскольку здесь никто его не обижает, он не боится меня, но так и читаешь в его испытующем взгляде, - «Кто Вы, мистер Икс? И чего ждать от Вас?»
Было бы совершенно неверным представлять ревунов, как только беспрестанно что-то орущими и что-то жующими. У них, оказывается, протекает сложная внутренняя жизнь, со своими радостями и огорчениями. Они зачастую сидят рядом, общаются и что-то рассказывают друг другу. А могут быть одинокими и грустными. Тогда они сидят на ветке, завернувшись в хвост, думают или даже мечтают о чем-то о своем...
Когда на их лицах «написано» раздумие, или волнами пробегают мимические отзвуки настроения или желаний, они мне уже не кажутся глупыми обезьянами, а просто какими-то другими людьми из мира, мне неизвестного и далекого...

Из книги Василия Климов «Путешествия натуралиста по разным уголкам планеты». М., «Экоград», 2018, 176 стр, илл.

Подготовил Александр ПЕРЕПЕЧКО

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить