Окно в мир Василия Климова. Первобытные галереи искусств

Около двух миллионов лет назад, в вилла-франкскую эпоху, в Средиземноморье появился еще один «фактор», сыгравший решающую роль в закате истории степей, копытных, последних диких лошадей (да и всей Природы на Планете). Это был древний человек, чьи памятники культуры сегодня широко известны.

Он оставил о себе память в виде двусторонне оббитых галек, обожженных костей животных, и полно обработанные камни — чопперы, отщепы, нуклеусы, скребки. Наконец, на местах стоянок поздне-палеотического человека (20 тыс. лет до н.э.) появляются петроглифы — зачатки и хранилища культуры Homo sapiens.
В Европе одним из самых знаменитых памятников стала, пожалуй, пещера Ласко во Франции, обнаруженная совершенно случайно четырьмя мальчиками, решившими обследовать яму, открывшуюся под корнями поваленного дерева.

 

Окно в мир Василия Климова. Первобытные галереи искусств - фото 1Здесь, на сводах нескольких огромных залов, цветными глинами выполнены изображения лошадей и бизонов. Уже в первом зале — «Зале быков» — изображена вереница скачущих лошадей. Это удивительные, будто бы движущиеся изображения, выписанные светлой и золотистой охрой, с черной контурной обводкой. Тонкий рисунок передает не только особенности строения лошадей, но и перспективу. На одном из «фризов» также изображены лошади. Но что это? Они низкорослые, темные, с большими головами и по всем признакам напоминают британских вороных пони. Значит, древний художник наблюдал различные формы лошадей — более крупных, светлой буланой масти, сформированных в степях, и низкорослых пони, образовавшихся в менее благоприятных условиях предгорий и полупустынь.
В Испании такое же открытие сделал археолог-любитель Марселио де Саутуола. Он посещал окрестные пещеры недалеко от деревушки Альтамира и находил в них только кости животных. Но однажды его дочь Мария упросила отца взять ее с собой. Ей было скучно смотреть на раскопки, она взяла свечу и полезла в дальние уголки пещеры. Вдруг де Саутуола услышал ее громкие крики: «Папа, смотри, быки, быки!». Протиснувшись в узкий лаз и подбежав к дочери, он застыл в потрясении и изумлении: все своды пещеры были покрыты изображениями скачущих лошадей, бизонов, кабанов. Росписи были сделаны красной и желтой охрой и они поистине были, как живые! Так была открыта галерея первобытного искусства в Альтамире.

ВИДЕО


Рисунки на стенах и сводах пещеры были сделаны поистине гениальным художником. Огромных размеров, наполненные движением, пластикой, азартом, они поражали каждого. При этом они были тонко стилизованными и не походили на творения современных мастеров. Это было абсолютно оригинальное, яркое и живое искусство. С тех пор в разных странах Евразии и Африки было обнаружено около 300 таких пещер, заполненных уникальными росписями древних людей. Но самые яркие и значительные, да еще и первые, были конечно же, в Альтамире. Недаром пещеру называют первобытной Сикстинской мадонной!
Длина пещер Альтамира – около 300 метров, но самые значительные росписи украшают Большой Плафон. В центре потолка мастерски изображены 15 бизонов в разных позах, лошади и козлы. Древний художник удивительно точно передает пластику животных, работу и напряжение мышц. Кажется, что во-вот эти сильные, красивые и полные жизни звери покинут стены пещеры и поскачут по лугам, сметая все на своем пути. Любой современный анималист позавидует мастерству древнего мастера. А вот, - знаменитый альтамирский бизон, ставший символом древнего искусства, - мощная фигура, поистине совершенная в своих пропорциях, тяжелый взгляд из подлобья, - кажется что он вот-вот бросится на врага, посмевшего потревожить его покой.
Судя по мастерству и богатству исполнения, все эти росписи были крайне важны для наших далеких предков. Видимо, они отвечали каким-то их магическим обрядам и целям. Люди показывали свою связь с миром животных, возможно даже вели свой род от каких-то из них. Они также пытались умилостивить духов убитых зверей, устраивали здесь некие ритуалы. Но несомненно и то, что уже тогда в душе древнего человека зарождалось понятие Красоты, - слишком хороши и совершенны созданные древними мастерами образы!
Как видим, древние наскальные изображения – этой целый кладезь премудростей. Они интересны не только археологам, но могут помочь и в составлении биологической летописи Земли. Как правило, рисунки древних художников настолько точны, что позволяют определить не только вид животных, но даже подвид, половые и сезонные их отличия! По этим образам можно судить о времени существования и исчезновения различных форм животных в тех или иных географических зонах планеты.
Сегодня испанская пещера Альтамира знаменита также, как римский Колизей и афинский Акрополь. Была создана ее полная копия и первыми ее посетителями стали, при открытии, король и королева Испании.

Из книги Василия Климова «Лошадь Пржевальского, - последняя дикая лошадь на планете», Изд 2-е,М., Леланд, 2018, 320 стр, илл.

Подготовил Александр ПЕРЕПЕЧКО

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить