Около двух миллионов лет назад, в вилла-франкскую эпоху, в Средиземноморье появился еще один «фактор», сыгравший решающую роль в закате истории степей, копытных, последних диких лошадей (да и всей Природы на Планете). Это был древний человек, чьи памятники культуры сегодня широко известны.
Он оставил о себе память в виде двусторонне оббитых галек, обожженных костей животных, и полно обработанные камни — чопперы, отщепы, нуклеусы, скребки. Наконец, на местах стоянок поздне-палеотического человека (20 тыс. лет до н.э.) появляются петроглифы — зачатки и хранилища культуры Homo sapiens.
В Европе одним из самых знаменитых памятников стала, пожалуй, пещера Ласко во Франции, обнаруженная совершенно случайно четырьмя мальчиками, решившими обследовать яму, открывшуюся под корнями поваленного дерева.
Здесь, на сводах нескольких огромных залов, цветными глинами выполнены изображения лошадей и бизонов. Уже в первом зале — «Зале быков» — изображена вереница скачущих лошадей. Это удивительные, будто бы движущиеся изображения, выписанные светлой и золотистой охрой, с черной контурной обводкой. Тонкий рисунок передает не только особенности строения лошадей, но и перспективу. На одном из «фризов» также изображены лошади. Но что это? Они низкорослые, темные, с большими головами и по всем признакам напоминают британских вороных пони. Значит, древний художник наблюдал различные формы лошадей — более крупных, светлой буланой масти, сформированных в степях, и низкорослых пони, образовавшихся в менее благоприятных условиях предгорий и полупустынь.
В Испании такое же открытие сделал археолог-любитель Марселио де Саутуола. Он посещал окрестные пещеры недалеко от деревушки Альтамира и находил в них только кости животных. Но однажды его дочь Мария упросила отца взять ее с собой. Ей было скучно смотреть на раскопки, она взяла свечу и полезла в дальние уголки пещеры. Вдруг де Саутуола услышал ее громкие крики: «Папа, смотри, быки, быки!». Протиснувшись в узкий лаз и подбежав к дочери, он застыл в потрясении и изумлении: все своды пещеры были покрыты изображениями скачущих лошадей, бизонов, кабанов. Росписи были сделаны красной и желтой охрой и они поистине были, как живые! Так была открыта галерея первобытного искусства в Альтамире.
ВИДЕО
Рисунки на стенах и сводах пещеры были сделаны поистине гениальным художником. Огромных размеров, наполненные движением, пластикой, азартом, они поражали каждого. При этом они были тонко стилизованными и не походили на творения современных мастеров. Это было абсолютно оригинальное, яркое и живое искусство. С тех пор в разных странах Евразии и Африки было обнаружено около 300 таких пещер, заполненных уникальными росписями древних людей. Но самые яркие и значительные, да еще и первые, были конечно же, в Альтамире. Недаром пещеру называют первобытной Сикстинской мадонной!
Длина пещер Альтамира – около 300 метров, но самые значительные росписи украшают Большой Плафон. В центре потолка мастерски изображены 15 бизонов в разных позах, лошади и козлы. Древний художник удивительно точно передает пластику животных, работу и напряжение мышц. Кажется, что во-вот эти сильные, красивые и полные жизни звери покинут стены пещеры и поскачут по лугам, сметая все на своем пути. Любой современный анималист позавидует мастерству древнего мастера. А вот, - знаменитый альтамирский бизон, ставший символом древнего искусства, - мощная фигура, поистине совершенная в своих пропорциях, тяжелый взгляд из подлобья, - кажется что он вот-вот бросится на врага, посмевшего потревожить его покой.
Судя по мастерству и богатству исполнения, все эти росписи были крайне важны для наших далеких предков. Видимо, они отвечали каким-то их магическим обрядам и целям. Люди показывали свою связь с миром животных, возможно даже вели свой род от каких-то из них. Они также пытались умилостивить духов убитых зверей, устраивали здесь некие ритуалы. Но несомненно и то, что уже тогда в душе древнего человека зарождалось понятие Красоты, - слишком хороши и совершенны созданные древними мастерами образы!
Как видим, древние наскальные изображения – этой целый кладезь премудростей. Они интересны не только археологам, но могут помочь и в составлении биологической летописи Земли. Как правило, рисунки древних художников настолько точны, что позволяют определить не только вид животных, но даже подвид, половые и сезонные их отличия! По этим образам можно судить о времени существования и исчезновения различных форм животных в тех или иных географических зонах планеты.
Сегодня испанская пещера Альтамира знаменита также, как римский Колизей и афинский Акрополь. Была создана ее полная копия и первыми ее посетителями стали, при открытии, король и королева Испании.
Из книги Василия Климова «Лошадь Пржевальского, - последняя дикая лошадь на планете», Изд 2-е,М., Леланд, 2018, 320 стр, илл.
Подготовил Александр ПЕРЕПЕЧКО