Окно в мир Василия Климова. Дикие лошади в природе

... Туманное утро на отрогах Монгольского Алтая, в Джунгарии. Через распадок между низкими горами, под прикрытием жеребца Черногрива, двигался табунок диких азиатских лошадей, нам известных как лошади Пржевальского.

Вот они вышли на открытое пространство и прямо перед ними раскинулась глубокая долина, а за полосой тростника поблескивало степное озерцо. Все они были как близнецы, буланой масти, с торчащими короткими гривами и голыми хвостами. Невдалеке пасся табунок незнакомых коней. Ветер, подувший из долины, принес запах чужих кобыл, а главное – чужого жеребца.

Окно в мир Василия Климова. Дикие лошади в природе - фото 1Кобыла Седая, шедшая впереди, остановилась и тревожно заржала; остальные сгрудились вокруг нее. Черногрив, хлестнув себя по бокам хвостом и выгнув шею дугой, ринулся вперед. При беге рысью он четко, как на параде, обозначал каждый шаг, а его оттопыренный хвост реял на ветру, словно флаг.

ВИДЕО
Чужак тоже увидел соперника. Развернувшись на месте, он гордо пошел навстречу. Противники сблизились метров до пятнадцати и встали боком друг к другу. Шеи у них выгнуты по-лебяжьи, хвосты оттопырены и все тело напряжено – видно, как перекатывается под шкурой каждый мускул.
Постепенно сближаясь, оба жеребца двигались рядом, чеканя шаг, важно поднимая ноги. Пройдя так в одну сторону с десяток метров, развернулись... Черногрив несколько раз сделал царапающее движение правой передней ногой, соскребая и отшвыривая назад пучки трав вместе с комьями почвы. Потом начал медленно обходить врага. Тот двинулся в другую сторону, как бы по кругу. Наконец Черногрив, опередив соперника, бросился на него, прижав уши и оскалив зубы. Чужак не отступил. И вот уже оба взметнулись на дыбы, яростно молотя друг друга передними ногами. Опустились на миг, снова взметнулись - и закрутились в бешеном вихре, оскалив пасти и стараясь вцепиться зубами в горло или ухо врага.
Из-под копыт летели комья дёрна, поднимались клубы пыли, почти скрывавшие дерущихся. В этой бешеной пляске каждый исполнял великий закон дикой жизни, по которому только для сильнейшего светит Солнце, расстилаются пастбища, кобылицы покорно приглашают к продолжению рода. А побежденному остаются лишь крохи с этого пиршества жизни.
Вскоре Чужак, не выдержав напора, стал отступать, яростно отбиваясь ударами задних ног. Оба жеребца уже были совершенно мокрыми от пота. Пришелец потерял в схватке пол-уха, несколько клочьев гривы и хвоста. И наконец, бросился наутек, увлекая за собой своих кобыл.
Черногрив не стал его преследовать. Оглядевшись, победитель гордо выгнул шею, оттопырил хвост и коротко заржал. Потом спокойно и величаво вернулся к кобылам, ожидавшим его поодаль. Пригнув голову, погнал их к водопою...
Через пару дней два табуна опять встретились, но теперь Чужак предпочел сразу отступить. Около месяца он со своим гаремом обитал в соседней долине, приходя к озеру лишь тогда, когда там не было соперника с его кобылицами...

                                                                                                                                  Василий Климов

Из книги В. Климова «Лошадь Пржевальского – последняя дикая лошадь на планете», Москва, «Ленанд», 2018, 320 стр, илл.

Подготовил Александр ПЕРЕПЕЧКО

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить